Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях

Новая педагогика » Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях

Страница 1

Характеризуя сущность понятия «воспитание», следует отметить, что его истолкование в педагогической литературе разнообразно. Воспитание (как педагогическое явление) – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей. Детальная информация купить гобелен в интернет магазине тут.

Вопросы воспитания интересовали великих ученых прошлого, определивших теоретический фундамент современных исследований. Античная педагогика считала необходимым нравственное воспитание ума, так как считала, что развитие «злого ума» бывает только разрушительным. Аристотель говорил: «Природа дала человеку оружие – интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, неизменным в своих половых и вкусовых инстинктах» .

В теории свободного воспитания, выдвинутой Ж.-Ж. Руссо, воспитание понималось как естественный путь развития ребенка. В педагогических высказываниях Ж.-Ж. Руссо звучат идеи гуманизма, любви к ребенку. Он говорил о необходимости всестороннего его развития с ориентацией на личный опыт детей, формирование положительных нравственных качеств. Гуманист – педагог И.Г. Песталоцци воспитание видел в единстве умственного, нравственного и физического развития ребенка. В своей педагогической теории основной целью воспитания усматривал развитие всех природных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраста. В зарубежной педагогике прошлого процесс воспитания рассматривался как единство всех его составляющих, но, самое главное, опиралось на природу возможностей ребенка.

По мнению К.Д. Ушинского, великого отечественного педагога, «воспитание должно охватывать всего человека – его тело, душу, ум, и прежде всего обращаться к характеру человека». Анализ исследований позволил выявить, что основные вопросы воспитания в трудах русских ученых прошлого складывались вокруг нравственных добродетелей, которые определяли уровень воспитанности ребенка.

В советский период развития педагогики Н.К. Крупская считала, что воспитание включает в себя процесс овладения всей совокупностью общественного опыта, т.е. знаниями, умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными (нравственными, эстетическими и мировоззренческими) отношениями. Но вместе с этим, воспитание связывалось с формированием личностных свойств и качеств, которые характеризуют воспитанность учащихся.

Решающую роль воспитания в формировании и развитии личности А.С. Макаренко видел в том, что когда человек плохо воспитан, то в этом виноваты воспитатели, а если ребенок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству. Он уверил в совершенно беспредельное могущество воспитательного воздействия. «…Воспитание человека, – подчеркивал Антон Семенович, – прежде всего, базируется на воспитании его способностей, на развитии его сил, его созидательного творческого актива».

П.П. Блонский считал, что в случаях, когда сам школьник не в состоянии преодолеть встретившиеся трудности и имеющиеся недостатки, гораздо эффективнее подход, когда нужно бороться не с учеником, который допускает недостатки в учебе, а совместно с учеником бороться против его недостатков.

В.А. Сухомлинский писал о том, что «воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Он понимал воспитание как творение счастья каждого воспитанника, указывал на необходимость опираться в воспитании на положительные свойства и качества личности: «Главное – умение подметить в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиться того, чтобы «живинка» получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность. Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для ребенка могучим источником нравственного достоинства, источником моральной стойкости и преодоления трудностей в других делах. Ту сферу деятельности, в которой наиболее ярко проявляются интеллектуальные способности ребенка, надо умело использовать для его духовного подъема» .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Изучение развития детей группы компенсирующей направленности
Списочный состав детей экспериментальной группы экспериментальная группа «звездочки» № п/п Имя Ф. Возраст Заключение Арина Х. 6 Дислалия Лилия Я. 5,5 Дислалия Альбина Х. 5,6 Дислалия Ильнур Ш. 5,6 Дислалия Марат С. 5,8 Дислалия Денис И. 5,11 Дислалия Данис Ш. 5,9 Дислалия Карина Ф. 5,6 Дислалия Аму ...

Правовые средства обеспечения воспитания и развития детей
Защита ребенка, забота о его жизни, развитии, воспитании и образовании сегодня стала общечеловеческой, планетарной. Об этом свидетельствуют принятые за последние годы ряд международных документов по правам ребенка: « Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об о ...

Методы психологического воздействия на учащихся
Если исходить из необходимости уточнения понимания того, что обозначается словосочетанием «психологическое воздействие», то соотносимое с ним явление проявляется весьма разнообразно. На уровне бытового сознания психологическое воздействие чаще всего понимается как воздействие чего-то нематериальног ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru