Перцептивные способности, которые выражаются в наблюдательности по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, в глубоком понимании возрастных и индивидуальных способностей воспитуемых;
Эмоциональные способности позволяют чувствовать, управлять своими эмоциями, владеть собой;
Экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения;
Организаторские способности, обеспечивающие порядок и дисциплину в классе, слаженную работу ученического самоуправления, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;
Суггестивные, способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся;
Прогностические, способность намечать перспективы;
Креативность и импровизацию, способность к творчеству;
Интуицию, способность предвидеть;
Эмпатию, способность к сопереживанию;
Научно-познавательные, или академические способности, связанные с усвоением новых знаний, приобретением умений, навыков, желанием трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт учителей.
Табл. 1. Компоненты педагогического мастерства


![]()

|
Высокий уровень общей и педагогической культуры |
Гуманистическая направленность |
Профессиональные качества |
Система профессиональных знаний, умений |
Творчество и педагогические способности |
|
Основа педагогического мастерства. Условие педагогического творчества. Условие эффективности и качества учебно-воспитательного процесса. Средство успешной самореализации педагога. |
Человек– абсолютная ценность. Идеалы. Интересы. Система ценностей. Гуманистический стиль. Гуманистические отношения. |
Гражданственность. Патриотизм. Интеллигентность. Духовно – нравственная культура. Любовь к детям. Трудолюбие и работоспособность. Ответственность. Технологическая компетентность. |
Знания: Философские. Социальные. Психолого-педагогические. Дополнительные. Умения: Диагностические. Коммуникативные. Организаторские. Исследовательские. Проектировочные. |
Дидактические. Конструктивные. Перцептивные. Экспрессивные. Организаторские. Творческие. Эмоционально – ценностные и т.д. |
Московский педагог-исследователь И.П. Андриади предлагает другую структуру педагогического мастерства, беря за основу профессиональные нормы. К профессиональным нормам относит духовно-нравственную и интеллектуальную готовность, теоретическую и практическую готовность (Таблица 2).
Сравните структуры педагогического мастерства, предложенные Л.К. Гребенкиной и И.П. Андриади, выберите ту, которая на ваш взгляд наиболее полно подходит для раскрытия составных частей педагогического мастерства.
На этапе становления педагогического мастерства будущего учителя необходимо сформировать все компоненты педагогического мастерства. Для того чтобы их лучше запомнить, сделайте «опорные сигналы», т.е. все компоненты педагогического мастерства, выбранной вами структуры, необходимо изобразить с помощью рисунков, схем, символов.
Познавательно о обучении:
Особенности развивающей среды в средней группе. Игра – как ведущий вид
деятельности
Одной из особенностей средней группы является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста все отч ...
Общие рекомендации к
организации дифференцированного зачета
Зачеты можно проводить по-разному. Это зависит от стиля работы учителя, его опыта, комплектности и состава класса. Опишем возможные варианты. Остановимся на практике организации тематических зачетов. 1.Зачет рекомендуется проводить на уроке (в старших классах для этой цели могут быть выделены два у ...
Типологические и возрастные особенности развития личности
Человек обладает огромным количеством степеней свободы – возбуждения и торможения, условных рефлексов и других психических процессов. Это огромный потенциал для» «величайших вариантов приспособлений» человека к разнообразным экстремальным условиям жизни, труда и общественной деятельности, выполнять ...