вырабатывать у учащихся умения обеспечивать волевое управление эмоциональной сферой своего поведения, предупреждать ситуации, порождающие напряженность между людьми различных национальностей;
формировать обстановку уважения и доверия к окружающим, их языку, традициям;
воспитывать учащихся в духе терпимости и уважения религиозных чувств сограждан, мирного разрешения возникающих межконфессиональных конфликтов.
Рассматривая процесс гражданского воспитания как целенаправленное влияние на мотивационно-ценностную сферу старшеклассников, остановимся на некоторых его особенностях.
Этими особенностями являются, во-первых, повышенная неопределенность ценностного поля общества, во-вторых, социальная дифференциация общества, сопровождающаяся процессами его пауперизации, криминализации и люмпенизации, в-третьих, смена социальных кодов, в которых фиксируется история и культура общества. При организации гражданского воспитания в современных условиях эти особенности необходимо учитывать и использовать. Центральным звеном в этом процессе является работа с ценностями растущего человека. Это требует решения, как минимум, двух задач:
а) предъявление в эмоционально насыщенной форме позитивных ценностей (на психологическом уровне для такой задачи базовым является включение школьников в привлекательную, значимую совместную деятельность, соответствующую желательным ценностям);
б) создание условий для личностного самоопределения, выбора в поле этих ценностей (для решения этой задачи более существенным являются проблематизация и совместный анализ в эмоционально окрашенных формах целей и ценностей деятельности и социума).
Организация школьной жизни старшеклассников должна быть такой, чтобы в условиях школьного сообщества как демократического государства (школьного правового пространства) востребовались гражданские качества и умения школьников, чтобы возникала ситуативная гражданская активность, побуждающая как их, так и педагогов обращаться к совместно принятым нормам (законам) и поступать в соответствии с ними.
Данный уровень гражданского воспитания предполагает:
создание поля деятельности, способствующего самоопределению и самореализации личности школьника как гражданина правового государства;
формирование ценностных установок учащихся и учителей на демократические и правовые отношения в школе;
формирование понимания школьным сообществом связи и зависимости законодательства и законотворчества в школьном правовом пространстве с правовыми нормами белорусского законодательства и мирового сообщества;
использование школьного законодательства в решении управленческих задач и при разрешении конфликтов;
побуждение учителей к изменению сознания от авторитарного к демократическому.
Реализация гражданского воспитания старшеклассников осуществляется через решение следующих задач:
определение демократических ценностей школы, семьи, учителя, учеников и их личностное присвоение в условиях современной школы;
создание в школе условий, обеспечивающих постоянные упражнения демократического правового поведения;
вовлечение детей в создание норм и правил школьной жизни;
демократическое управление школой как процесс создания ситуаций самоопределения педагогов в содержании образования, технологиях, организационных формах и конечных результатах;
создание правового пространства школы, его взаимодействие и влияние на другие пространства школьной жизни: учебное, трудовое, игровое, свободного общения и др.;
правовое поведение в реальных ситуациях жизни как в обществе, так и в значимой для подростка жизни школьного сообщества;
соотнесение педагогических задач и действующих норм внутришкольной жизни.
Средствами решения задач гражданского воспитания старшеклассников являются:
моделирование школьного сообщества как демократического государства;
освоение учащимися и учителями основных элементов технологии создания правового пространства школы, вовлечение их в создание и принятие норм внутришкольной жизни (школьных законов);
создание образовательных ситуаций, побуждающих школьников и учителей к проектированию, конструированию и функционированию правового пространства школы;
Познавательно о обучении:
Зачет как основная форма проверки усвоения учебного
материала
Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса целесообразно выбрать такую форму проверки, как зачет. Зачеты отличаются от традиционной контрольной работы и по системе оценивания (используется не пятибалльная, а двухбалльная шкала), и по хара ...
Особенности форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей в Российской Федерации
Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это усыновление, опека (попечительство), приемная семья, устройство в государственные учреждения. Этот список не полный, так как законодатель дает возмож ...
Виды и формы деятельности
коллективно-творческие дела; игровые программы, игры, конкурсы, концерты; индивидуальные и групповые беседы; психологические тренинги; командная (отрядная) работа; работа в классах – мастерских; нетрадиционные формы работы. Основные службы, обеспечивающие полноценную жизнь Лагеря общения Педколлект ...