Особенности гражданского воспитания старшеклассников

Страница 3

вырабатывать у учащихся умения обеспечивать волевое управление эмоциональной сферой своего поведения, предупреждать ситуации, порождающие напряженность между людьми различных национальностей;

формировать обстановку уважения и доверия к окружающим, их языку, традициям;

воспитывать учащихся в духе терпимости и уважения религиозных чувств сограждан, мирного разрешения возникающих межконфессиональных конфликтов.

Рассматривая процесс гражданского воспитания как целенаправленное влияние на мотивационно-ценностную сферу старшеклассников, остановимся на некоторых его особенностях.

Этими особенностями являются, во-первых, повышенная неопределенность ценностного поля общества, во-вторых, социальная дифференциация общества, сопровождающаяся процессами его пауперизации, криминализации и люмпенизации, в-третьих, смена социальных кодов, в которых фиксируется история и культура общества. При организации гражданского воспитания в современных условиях эти особенности необходимо учитывать и использовать. Центральным звеном в этом процессе является работа с ценностями растущего человека. Это требует решения, как минимум, двух задач:

а) предъявление в эмоционально насыщенной форме позитивных ценностей (на психологическом уровне для такой задачи базовым является включение школьников в привлекательную, значимую совместную деятельность, соответствующую желательным ценностям);

б) создание условий для личностного самоопределения, выбора в поле этих ценностей (для решения этой задачи более существенным являются проблематизация и совместный анализ в эмоционально окрашенных формах целей и ценностей деятельности и социума).

Организация школьной жизни старшеклассников должна быть такой, чтобы в условиях школьного сообщества как демократического государства (школьного правового пространства) востребовались гражданские качества и умения школьников, чтобы возникала ситуативная гражданская активность, побуждающая как их, так и педагогов обращаться к совместно принятым нормам (законам) и поступать в соответствии с ними.

Данный уровень гражданского воспитания предполагает:

создание поля деятельности, способствующего самоопределению и самореализации личности школьника как гражданина правового государства;

формирование ценностных установок учащихся и учителей на демократические и правовые отношения в школе;

формирование понимания школьным сообществом связи и зависимости законодательства и законотворчества в школьном правовом пространстве с правовыми нормами белорусского законодательства и мирового сообщества;

использование школьного законодательства в решении управленческих задач и при разрешении конфликтов;

побуждение учителей к изменению сознания от авторитарного к демократическому.

Реализация гражданского воспитания старшеклассников осуществляется через решение следующих задач:

определение демократических ценностей школы, семьи, учителя, учеников и их личностное присвоение в условиях современной школы;

создание в школе условий, обеспечивающих постоянные упражнения демократического правового поведения;

вовлечение детей в создание норм и правил школьной жизни;

демократическое управление школой как процесс создания ситуаций самоопределения педагогов в содержании образования, технологиях, организационных формах и конечных результатах;

создание правового пространства школы, его взаимодействие и влияние на другие пространства школьной жизни: учебное, трудовое, игровое, свободного общения и др.;

правовое поведение в реальных ситуациях жизни как в обществе, так и в значимой для подростка жизни школьного сообщества;

соотнесение педагогических задач и действующих норм внутришкольной жизни.

Средствами решения задач гражданского воспитания старшеклассников являются:

моделирование школьного сообщества как демократического государства;

освоение учащимися и учителями основных элементов технологии создания правового пространства школы, вовлечение их в создание и принятие норм внутришкольной жизни (школьных законов);

создание образовательных ситуаций, побуждающих школьников и учителей к проектированию, конструированию и функционированию правового пространства школы;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Понятие «агрессии» и ее основные виды
Еще несколько лет назад никто даже не отваживался упоми­нать слово «агрессия». Обычно говорили: «Я зол!», или «Ты меня довел!», или «Я оскорблен!», «Я обижен!», «Я сейчас взор­вусь!». Разговорная речь обладает разнообразием возможностей выражения нюансов чувств, связанных с оппозицией или на­строен ...

Педагогическое общение и приемы его оптимизации. Стили общения. Методы, приемы, средства педагогического воздействия, взаимодействия
Самая неискоренимая человеческая потребность – потребность в общении. В.А. Сухомлинский Сущность педагогического взаимодействия Принципы педагогического взаимодействия Педагогическое общение Стили общения Методы, приемы, средства общения Вербальные и невербальные средства общения Сущность педагогич ...

Экспериментальное изучение зависимости степени агрессивности от особенностей саморегуляции
Для проверки своего предположения о связи саморегуляции и агрессивности, и анализа особенностей стиля саморегуляции у детей с развитой степенью агрессивности, я использовал Опросник Баса – Дарки «Диагностика состояния агрессии» и Опросник «Стилевые особенности саморегуляции поведения (ССП-98)» (см. ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru