Особенности гражданского воспитания старшеклассников

Страница 2

Проведенный нами анализ современных концепций воспитания (прил.1) показал, что в каждой из них в той или иной степени присутствуют идеи гуманизации, осуществление воспитания в контексте культуры, создания открытой воспитательной системы, возврата воспитания в семью, поддержки и развития индивидуальности, альтернативности и гибкости методов и организационных форм гражданского воспитания.

Целью гражданского воспитания в старших классах является формирование устойчивого демократического поведения, т.е. способности защищать свои права, принимать ответственные решения, реализовывать свободы, осуществлять нравственный выбор. У учащихся старших классов должны быть сформированы полные представления о типе социального устройства, об институтах и функциях государства.

Процесс воспитания гражданственности у старшеклассников можно рассматривать с позиции формирования гражданских качеств личности.

Каждое из качеств личности характеризуется не только суммой составляющих черт и признаков, но и наличием системообразующего элемента. Применительно к гражданственности как сложному интегративному образованию системообразующим компонентом выступает ответственность личности перед самой собой, школьным коллективом и обществом.

Среди духовно-нравственных ценностей в гражданском воспитании учащихся особая роль отводится патриотизму. Патриотизм - основа гражданственности, в нем сила государства, его народа. Патриотизм может выступать как в форме государственного, так и массового, всенародного. Идея государственного патриотизма вдохновляет на создание материальных и духовных ценностей общества, решение каких-либо государственных проблем и интересов (война, развитие научно-технического потенциала, укрепление обороноспособности и т.д.), если она значима на определенный отрезок времени когда необходимо сосредоточиться и собраться с силами (консолидация нации).

Гражданское воспитание не только пересекается с патриотическим, но последнее может быть одним из его содержательных компонентов, если под патриотическим воспитанием понимать, во-первых, влияние гражданского воспитания на развитие чувства патриотизма (принятие истории и культуры Беларуси); во-вторых, идентификацию себя с этой культурой; в-третьих, гордость за культурные достижения своей страны.

Важной проблемой, связанной с гражданским воспитанием, является задача культурно-педагогического различения того, что в истории и культуре является позитивным, что позволяет выделить два типа гражданского воспитания: воспитание на позитивных феноменах культуры своей страны, а также работа с проблемными феноменами культуры.

Проблема взаимопонимания между нациями, проживающими на территории Республики Беларусь, формирование национального самосознания ставят и такую задачу гражданского воспитания, как преодоление у учащихся недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям. Позитивная деятельность должна осуществляться в контексте как единого республиканского, так и регионального образовательно-воспитательного и культурного пространства, при осуществлении принципа диалогичности воспитания будущих граждан Республики Беларусь.

Как отмечает В.М. Зданович, в современном мировом образовательном пространстве под влиянием процессов глобализации начинают рассматриваться идеи воспитания с позиций диалога между цивилизациями, формирования "умения жить вместе", истинная суть которых заключается в условиях несправедливого неравенства между странами и индивидами внутри страны.

Анализ опыта работы общеобразовательных учреждений по воспитанию гражданской культуры межнационального общения у старшеклассников позволил установить следующие закономерности:

при формировании гражданской заинтересованности учащихся следует учитывать их национальную принадлежность, национальные культурные запросы и интересы;

формировать у учащихся умения и навыки преодоления личностно-психологических барьеров в общении;

способствовать развитию у учащихся глубокого уважения к таким ценностям, как торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности, духовность, патриотизм, милосердие и т.д.;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Самостоятельность как интегративное свойство личности
Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию ра ...

Особенности развития познавательных процессов в студенческий период
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь. В современной психологической литературе можно встретить противоположные точки зрени ...

Содержание, методические проблемы и принципы организации словарной работы при обучении русскому языку
«Для всего, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово – инст ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru