Проведенный нами анализ современных концепций воспитания (прил.1) показал, что в каждой из них в той или иной степени присутствуют идеи гуманизации, осуществление воспитания в контексте культуры, создания открытой воспитательной системы, возврата воспитания в семью, поддержки и развития индивидуальности, альтернативности и гибкости методов и организационных форм гражданского воспитания.
Целью гражданского воспитания в старших классах является формирование устойчивого демократического поведения, т.е. способности защищать свои права, принимать ответственные решения, реализовывать свободы, осуществлять нравственный выбор. У учащихся старших классов должны быть сформированы полные представления о типе социального устройства, об институтах и функциях государства.
Процесс воспитания гражданственности у старшеклассников можно рассматривать с позиции формирования гражданских качеств личности.
Каждое из качеств личности характеризуется не только суммой составляющих черт и признаков, но и наличием системообразующего элемента. Применительно к гражданственности как сложному интегративному образованию системообразующим компонентом выступает ответственность личности перед самой собой, школьным коллективом и обществом.
Среди духовно-нравственных ценностей в гражданском воспитании учащихся особая роль отводится патриотизму. Патриотизм - основа гражданственности, в нем сила государства, его народа. Патриотизм может выступать как в форме государственного, так и массового, всенародного. Идея государственного патриотизма вдохновляет на создание материальных и духовных ценностей общества, решение каких-либо государственных проблем и интересов (война, развитие научно-технического потенциала, укрепление обороноспособности и т.д.), если она значима на определенный отрезок времени когда необходимо сосредоточиться и собраться с силами (консолидация нации).
Гражданское воспитание не только пересекается с патриотическим, но последнее может быть одним из его содержательных компонентов, если под патриотическим воспитанием понимать, во-первых, влияние гражданского воспитания на развитие чувства патриотизма (принятие истории и культуры Беларуси); во-вторых, идентификацию себя с этой культурой; в-третьих, гордость за культурные достижения своей страны.
Важной проблемой, связанной с гражданским воспитанием, является задача культурно-педагогического различения того, что в истории и культуре является позитивным, что позволяет выделить два типа гражданского воспитания: воспитание на позитивных феноменах культуры своей страны, а также работа с проблемными феноменами культуры.
Проблема взаимопонимания между нациями, проживающими на территории Республики Беларусь, формирование национального самосознания ставят и такую задачу гражданского воспитания, как преодоление у учащихся недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям. Позитивная деятельность должна осуществляться в контексте как единого республиканского, так и регионального образовательно-воспитательного и культурного пространства, при осуществлении принципа диалогичности воспитания будущих граждан Республики Беларусь.
Как отмечает В.М. Зданович, в современном мировом образовательном пространстве под влиянием процессов глобализации начинают рассматриваться идеи воспитания с позиций диалога между цивилизациями, формирования "умения жить вместе", истинная суть которых заключается в условиях несправедливого неравенства между странами и индивидами внутри страны.
Анализ опыта работы общеобразовательных учреждений по воспитанию гражданской культуры межнационального общения у старшеклассников позволил установить следующие закономерности:
при формировании гражданской заинтересованности учащихся следует учитывать их национальную принадлежность, национальные культурные запросы и интересы;
формировать у учащихся умения и навыки преодоления личностно-психологических барьеров в общении;
способствовать развитию у учащихся глубокого уважения к таким ценностям, как торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности, духовность, патриотизм, милосердие и т.д.;
Познавательно о обучении:
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра по классификации относится к творческим играм, то есть при данном виде игровой деятельности у ребенка имеется огромный арсенал творческих возможностей, полная свобода выбора действий, который может решить исход игры. Существуют также и виды данного типа игровой деятельности: ди ...
Методические рекомендации по использованию наглядного моделирования на
занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определенно можно выявить назревшие противоречия между общим дл ...
Контроль как процесс
определения качества знаний, умений и уровня развития учащихся
С точки зрения внешней структуры организации процесса обучения, контроль - это часть процесса обучения. С точки зрения внутренней сущности контроль – это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату програ ...