инициация создания школьных законов и процедуры их подготовки, обсуждения и принятия;
выборы школьного соуправления и организация его эффективного функционирования вплоть до создания школьного правового пространства;
использование школьного законодательства в решении управленческих задач и при разрешении конфликтов;
моделирование, создание и использование ситуаций, побуждающих педагогов и учеников обращаться к совместно принятым нормам (законам) и поступать в соответствии с ними.
Гражданское воспитание старшеклассников реализуется через предложение и реализацию общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями учащихся, граждан (по месту жительства, учебы, работы) и местных органов власти.
В данном случае могут ставиться следующие цели: знакомство учащихся с методами и процедурами, принятыми в общественно-политической деятельности; получение практических навыков осмысленного участия в общественной политике на уровне микрорайона, района, а также общественной жизни села, города, региона, страны и общества в целом; адаптация к современной общественной жизни; воспитание активной гражданской позиции.
Основная задача учащихся в ходе реализации социально значимых проектов: найти специфическое решение проблемы и рекомендовать это решение соответствующим органам власти.
Осознание общественной значимости проблемы может прийти из СМИ, от политиков, групп граждан, правительственных учреждений, региональных и муниципальных органов власти. Учащиеся могут и должны проводить собственные исследования по волнующим их проблемам. Предметом их изучения могут быть проблемы местного уровня, разрешение которых в принципе возможно силами учащихся совместно с соответствующими местными органами власти и заинтересованными гражданами.
Воспитание преданности своему государству - наиболее ответственная задача гражданского воспитания старшеклассников. Именно на этом этапе гражданского воспитания должны быть разъяснены понятия конституционного и воинского долга гражданина.
Понимание сущности Конституции Республики Беларусь, правильное восприятие его внешней и внутренней политики, приверженность государственной идеологии и есть важнейшая цель гражданского воспитания учащейся молодежи.
Определено, что в результате функционирования системы гражданского воспитания в средней школе выпускник должен:
усвоить систему знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина Республики Беларусь, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности;
знать содержание Конституции Республики Беларусь, определяющей принципы права, систему прав и обязанностей граждан, регулирующих отношения между государством и личностью;
знать основополагающие документы международного права по правам человека и правам ребенка;
иметь представление о месте гражданина Республики Беларусь в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны;
владеть знаниями об охране правопорядка государственными органами, о регулировании правом отношений между гражданами и государством в сфере охраны правопорядка, о видах юридической ответственности граждан, об условиях и порядке привлечения граждан к юридической ответственности, о способах защиты гражданами своих прав от незаконных действий правоохранительных органов, о правах и обязанностях граждан по участию в охране правопорядка;
иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности, знать о правилах, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
усвоить совокупность конкретных правил поведения в семье, доме, школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
уметь применять правовые знания: проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку поступкам людей, собственным действиям, явлениям жизни;
Познавательно о обучении:
Роль педагога-воспитателя в формировании эмоционального благополучия детей
дошкольного возраста
Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача педагога – воспитателя заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Эмоции не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависи ...
Результаты политики в отношение приемной семьи
В настоящее время в Самарской области сложилась двухуровневая (государственно-муниципальная) система реализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях приемной семьи. Правовые отношения в этой части регулируются федеральным и областным законодательствами. Труд родителей- ...
Роль учебных предметов в формировании
нравственно-эстетического отношения к природе
На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта, сложилась характеристика нравственно-эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиции доступного ему понима ...