Особенности гражданского воспитания старшеклассников

Страница 1

Гражданское воспитание старшеклассников - целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них гражданской культуры. Формирование гражданской культуры тесно связано с воздействием массовой информации и переживанием личного опыта участия в гражданских отношениях. В отличие от многих случайных, неупорядоченных воздействий именно школа может осуществлять целостность, систематическое влияние на формирование гражданской культуры старшеклассников.

Именно школа должна противостоять негативным тенденциям в сознании и поведении учащихся старшего школьного возраста, способствовать присущими ей средствами утверждению в обществе гражданской культуры.

Во-первых, это последовательная реализация экономических, правовых, духовно-нравственных и иных элементов гражданской культуры во всех аспектах жизнедеятельности школьного коллектива, в управлении и самоуправлении, в организации учебного процесса, в отношениях учителей, учащихся, родителей.

Во-вторых, это область содержания образования, которая дает учащимся необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения.

Гражданская позиция человека формируется в процессе общего становления личности. Процесс формирования гражданских качеств имеет свои специфические особенности в каждом возрастном периоде, однако наиболее интенсивно он протекает в старшем школьном возрасте.

Для юношеского возраста характерна противоречивость положения "еще ребенок - уже взрослый". В этот период происходит изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний, т.е. "процесс социального самоопределения, в который входит формирование жизненной перспективы, отношения к труду и морального сознания".

Социальное самоопределение и поиск себя способствуют процессу формирования активной гражданской позиций личности старшеклассника. В юношеском возрасте появляется потребность свести многообразие фактов в целостную картину бытия.

По мнению И.С. Кона, "стоящий перед юношей вопрос заключается не только и даже не столько в том, кем быть в рамках существующего разделения труда (выбор профессий), сколько в том, каким быть (моральное самоопределение)".

Для оптимизации процесса гражданского воспитания старшеклассников следует создавать необходимые условия способствующие удовлетворению их потребностей в индивидуальном поиске смысла жизни и формированию навыков построения стратегии своей жизни.

В каждом учебном заведении должны существовать такие условия и социальные отношения, которые давали бы начало демократии и воспитывали у учащихся чувство гражданской ответственности.

Выпускники школы должны уметь анализировать жизненные ситуации при помощи логического аппарата: сопоставления, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, интерпретации - и на их основе формулировать собственное мнение, суждения, оценки К окончанию средней школы учащиеся должны иметь представление о своих обязанностях как граждан РБ, так как данный возраст означает вступление в самостоятельную жизнь. Поэтому цель гражданского воспитания в старших классах - сформировать целостное представление о предназначении личности в современном обществе, ее возможностях и перспективах жизненного пути.

Выпускник средней школы должен уметь идентифицировать себя в культурном, политическом, социальном, экономическом современном пространстве, свободно распознавать роли и статусы, намерения и цели, желаемое и действительность. Старшеклассники должны обладать убежденностью в своей личностной позиции, определенностью в отношении будущей судьбы, умениями использовать существующие в обществе механизмы достижения целей.

Гражданская идентичность старшеклассников предполагает приверженность созидательным целям укрепления потенциала общества; высокую познавательную и практическую активность и самостоятельность; умение адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе; устойчивые этические качества, усвоенные правовые нормы, соответствующие Конституции Республики Беларусь, требованиям Гражданского кодекса Республики Беларусь, сформированные представления о демократии; способность анализа характера и направленности социальных трансформаций в Беларуси; обладание рационально-критическим взглядом на мир, готовностью к активной избирательной позиции, духовный мир выпускника средней школы в идеале должен представлять собой совокупность интеллектуальной, правовой, экологической, политической, экономической, нравственной, эстетической, философской культур, выраженный в определенных социальных ориентациях, душевных качествах, интеллектуальной направленности, осознанной системе потребностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Педагогическая и андрагогическая модели обучения
Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего. При этом, конечно же, необходимо учитывать и другие компоненты процесса обучения: содержание, источники, средства, формы и методы. Но основное – это име ...

Позиционно-дидактическая концепция
В основу модели личностно-ориентированного образования, разработанной В.В. Сериковым, положена идея С.Л. Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность – это не набор заданных качеств, а способность человека «быть личностью», то ...

Методическая служба
Основная цель работы – обеспечение сюжетно-содержательной стороны программы – проведение общелагерных мероприятий, отражающих сюжетно-ролевую направленность лагеря. Второй, не менее важной целью является организация постоянно действующего семинара для вожатых, направленного на помощь вожатым в выбо ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru