В школе создана относительно стабильная система критериев и показателей внутришкольного контроля, по которым оценивается эффективность деятельности классного руководителя, разработано положение об организации и проведении мониторинга. Этот документ определяет временные и функциональные границы мониторинга, его правовую основу. Это также создало условия для эффективной организации мониторинговых процедур. Мониторинг не является делом одной администрации школы, к проведению диагностических процедур привлекаются учителя, классные руководители, педагоги-организаторы, социальные педагоги, актив ученического самоуправления. Такая совместная аналитическая деятельность дает хороший результат - базу данных, которая собирается по блокам и классифицируется по определенной системе (по критериям и показателям).
Необходимость внедрения мониторинга в воспитательный процесс школы также была продиктована широкой востребованностью результатов пользователями объективной информации (администрация школы, классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители, сами учащиеся), т.к. воспитательная система школы находится в данный момент на этапе стабильного функционирования, а мониторинг является объективной потребностью развития любой системы образования.
Кроме того, контроль рассчитан на один учебный год и дает нам информацию за этот год. Хотя правильно организованный внутришкольный контроль является важным условием повышения качества воспитательного процесса, но необходимым условием изучения эффективности воспитания является непрерывный, регулярный учет, изучение и фиксирование результатов воспитания и регулярное получение достоверной информации о влиянии процесса воспитания на школьников, что дает нам возможность выявлять тенденции и темпы осуществления задач развития воспитанников, т.е. мы говорим о недостаточности системы внутришкольного контроля в образовательном учреждении, которую мы осознали в результате анализа работы школы. Была поставлена задача разработки модели мониторинга.
Таблица 1
Концептуальная модель мониторинга эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в ОУ
Содержательные компоненты модели |
Система |
Понятие мониторинга |
Мониторинг - это научно обоснованное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения |
Цель |
Получение объективной и достоверной информации о деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса для повышения эффективности воспитания |
Принципы |
Непрерывность Научность Воспитательная целесообразность Диагностико-прогностическая направленность Прогностичность мониторинга Целостность, преемственность |
Этапы |
см таблицу 2 |
Функции (назначение) |
Информационная Побудительная Формирующая Коррекционная Системообразующая Прогностическая |
Организационно-методические требования |
Объективность Валидность Надежность Систематичность Учет особенностей объекта изучения и условий проведения Гуманистическая направленность |
Познавательно о обучении:
Проблемы реформирования педагогического образования в высшей школе и пути
их решения
Стратегические задачи, поставленные перед педагогическими вузами государственной образовательной политикой, отражены в следующих документах: Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 г.; Федеральная целевая программа развития образования на 2005-2008 гг.; Концепция участия Росси ...
План-конспект уроков технологии
Урок № 1 Раздел программы: Работа с бумагой и картоном Тема: Аппликация «Полярная ночь» Класс: 1 класс Время работы: 45 минут Цели урока: Образовательная: познакомить с таким природным явлением, как северное сеяние, учить приёмам сгибания и складывания бумаги; учить выполнять аппликацию из цветной ...
Методика изучения физики
Методика изучения физики может быть представлена в виде определенной последовательности ступеней работы. Эти ступени четко структурируют каждый урок (речь идет о сдвоенных уроках в начале учебного дня, идущих каждый день в течение 3–4-х недельного периода – учебной эпохи-погружения по данному предм ...