Встречаются случаи, когда родители ребенка по тем или иным причинам временно не могут его воспитывать. Например, родители уезжают в длительную командировку или находятся в лечебном учреждении и т.п. Конечно, в этих случаях можно поместить ребенка в детское учреждение. В таком детском учреждении ребенок остается в тех случаях, когда он лишился родителей, но его не усыновляют. В такой ситуации необходимо, чтобы было определено лицо, которое несло бы не только моральную, но и правовую ответственность за воспитание ребенка. В этих случаях лицо, выразившее желание воспитывать ребенка, назначают опекуном (если ребенок моложе 14 лет) или попечителем (если речь идет о подростке от 14 до 18 лет) (п. 2 ст. 145 Семейного Кодекса).
Опека и попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей.
Опека — способ защиты прав и интересов малолетних и недееспособных лиц.
Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет.
Опекун назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Соответственно, согласно закону, при назначении ребенку опекуна учитываются нравственные и личные качества этого человека, важно определить способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна, а также, если это возможно, желание самого ребенка. Ведь в случае временного опекунства именно опекун несет не только ответственность за ребенка, но и за его эмоциональное благополучие.
Права детей, находящихся под опекой (попечительством), включают в себя:
— воспитание в семье опекуна, заботы со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;
— обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития, эмоционального благополучия и уважение их человеческого достоинства;
— права на причитающиеся им алименты, пен-
сии, пособия и другие выплаты;
— сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением;
— защиту от злоупотреблений со стороны опекуна.
Нужно заметить, что детям, находящимся на полном государственном обеспечении в воспитательных учреждениях социальной защиты, опекуна (попечителя) не устанавливают. Выполнение этих обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. В свою очередь, органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания, эмоционального благополучия и образования детей.
Вследствие принятия решения о назначении опекуна (попечителя), у последних возникает перечень прав и обязанностей по отношению к ребенку. Опекун (или ответственное лицо) имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, эмоциональном, духовном и нравственном развитии. Опекун также вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой, учитывая его мнение и желание. Опекун с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения. Он может требовать по суду возврата ребенка от лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (даже от близких родственников ребенка). В свою очередь, опекун не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и близкими родственниками.
Права и обязанности ответственного лица. Опекуны и попечители над детьми дошкольного возраста обязаны воспитывать своих подопечных так же, как это обязаны делать родители в отношении своих детей, защищать их права и интересы – оберегать эмоциональное состояние ребенка.
В случаях ненадлежащего выполнения опекуном (попечителем) лежащих на нем обязанностей орган опеки и попечительства может отстранить его от их исполнения.
Статья 150. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка:
1. Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, эмоциональном, духовном и нравственном развитии.
Познавательно о обучении:
Гиподинамия и ее негативное влияние на растущий организм учащихся
Одним из ведущих механизмов, формирующих общие характерные особенности организма при отклонениях в состоянии здоровья, является сниженная двигательная активность. Она может быть как в форме недостаточности общей суммы активности, так и в виде ограниченности интенсивных нагрузок развивающего характе ...
Учёт возрастных и психологических особенностей развития учащихся 6-7 классов
в обучении говорению
Как уже говорилось ранее, говорение характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание. Оно может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффектного состояния с помощью простого восклицания, названия предмета, ответа н ...
План–конспект занятия ИЗО
Конспект занятия по ИЗО в начальной школе - 1 класс "Мы рисуем своих друзей". Цели и задачи: подвести итоги полученных знаний за четверть, формировать знания портретного изображения, совершенствовать умения рисовать восковыми мелками, воспитывать бережное отношение к друзьям.Оборудование: ...