Методические рекомендации по развитию одаренности в области художественной деятельности

Новая педагогика » Особенности развития интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста » Методические рекомендации по развитию одаренности в области художественной деятельности

Страница 2

Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями. В настоящее время довольно глубоко исследован вопрос об особенностях развития мышления ребенка в связи с различными видами деятельности. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления — наглядно-образный. Ребенок на основе умственных операции может представить результат своей работы и затем начать действовать.

Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н П. Саккулиной показали, что успешное овладение приёмами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.

Ребенок старшего дошкольного возраста способен создавать такие реальные и фантастические образы, которые он чувственным путем не воспринимал. Исследования в этой области показывают, что образное начало в детских рисунках проявляется уже в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе. Исследование В. А. Езикеевой показывает, как изменяется образ, создаваемый детьми 5—7 лет, в связи с приобретением ими опыта и повышения умственной активности в процессе творчества.

Не случайно с тех самых пор, как начали серьезно относиться к искусству детей, возникла и проблема пресловутого "подросткового кризиса" в их творчестве. Если создать детям благоприятные условия для занятий искусством (помещение, хорошие краски, листы бумаги достаточного размера, доброжелательная приподнятая атмосфера, помощь в преодолении элементарных технических трудностей на первых порах) – то уже этого достаточно, чтобы через некоторое время появились радующие глаз и душу работы, которыми заполняются экспозиционные залы детских выставок. Поистине – все дети талантливы.

Задача педагога - это необходимость правильно распознавать детей, которые действительно связаны с искусством и одарены в этой области.

В преподавании изобразительного искусства издавна соперничают два основных подхода, которые можно для краткости определить как академическое обучение и свободное воспитание.

В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями профессионального реалистического искусства. При такой системе обучения дети могу приобрести некоторые изобразительные навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях. Но они не получают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это – обучение без творчества.

Во втором случае детям создают благоприятную среду и условия для творчества, не оказывая целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами. Но это – творчество без обучения.

Очевидно, нужен третий путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Можно ли учить творчеству? Ведь научить в первоначальном смысле слова – значит, передать другому то, что уже известно тебе самому. Так передаются правила и способы изобразительной деятельности, которые в свое время выработались как средство решения творческих задач и сохраняют свое значение на протяжении какого-то периода истории искусства. Так дети приобретают знания, умения и навыки, и в этой области педагогика не испытывает как будто принципиальных трудностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Условия организации детского праздника, способствующие адаптации ребенка к школе
М.П. Осипова подчеркивает, что «воспитательные задачи праздника реализуются только при соблюдении определенных требований к нему. Важным является соответствие формы и содержания праздника возрасту детей. Это требование предполагает постепенное усложнение деятельности. Праздник должен быть итогом оп ...

Интернатное учреждение - форма устройства детей группы риска
Указ Президента РФ от 01.06.1991 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.» стал юридическим актом создания в стране социальных приютов, гостиниц для детей и подростков, медико-педагогических школ. Приказом министра со ...

Анализ возможностей дистанционного обучения взрослых в Забайкальском крае
Чтобы провести анализ возможностей дистанционного обучения взрослых в Забайкальском крае, мною была использована система Интернет, где с помощью поисковой системы анализировался материал, связанный с дистанционным образованием в городе Чите и крае. В итоге было выяснено, что в нашем крае дистанцион ...

Категории

Copyright © 2023 www.fiteducation.ru