Методические рекомендации по развитию одаренности в области художественной деятельности

Новая педагогика » Особенности развития интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста » Методические рекомендации по развитию одаренности в области художественной деятельности

Страница 3

Художественное творчество – это всегда не то, что уже делалось. Оно не может быть прямым следствием и повторением чего-то преподанного другим человеком.

Но как только мы переносим внимание на творческие задачи искусства, все усложняется. И традиционная педагогика теряет контроль над процессом художественного развития ребенка. Как, например, учить творческому воображению? Ведь ребенок создает образ, выражающий его замысел. Образ должен быть адекватен его переживанию. Так можно ли или нельзя учить художественному творчеству? И как помочь развитию того, чему нельзя учить? Первое о чем надо помнить: ребенок – не пустой сосуд, который мы наполняем, он субъект творчества. В работе главное исходит от него, хотя сам он пока не имеет об этом представления. Никто кроме него не даст верного решения стоящей перед ним творческой задачи. А дело воспитателя – вести занятия так, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача, хотя бы и самая элементарная. Когда, например, ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает истинно художественную задачу.

Приоритет творческих заданий – необходимое условие проявления и развития художественной одаренности детей в процессе обучения. А это заставляет по-новому рассмотреть проблему ЗУН. Навыки абсолютно необходимы как средство развития творческих возможностей ребенка. Но когда их осваивают независимо от каких-либо творческих задач, а не как средство, они могут заглушить ростки одаренности.

Иногда педагог видит свою задачу в том, чтобы передать детям какую-то сумму специальных умений и навыков, которыми они смогут воспользоваться для творческой работы. На самом деле последовательность должна быть как раз обратный. Не нужно обременять ребенка ЗУНами, когда их не к чему приложить. Нужно чтобы перед ним стояла конкретная задача, а вот для ее решения понадобятся те или иные знания и умения, которых ему недостает. Тут-то и нужна помощь педагога, который оснащает детей приемами и способами достижения привлекательной цели. Тогда приобретаемый навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.

Итак, задача педагога в том чтобы перед детьми с первых шагов и в течение всего срока обучения стояли задачи на выразительность, всё более усложняющиеся по содержанию, касающиеся всей совокупности изобразительных средств. Решая такие задачи, ребенок делает на доступном уровне то же самое, что и настоящий художник.

Теперь коснёмся вопроса о мотивации занятий художественным творчеством. Упрощённое его решение состоит в том, что художественная одарённость как таковая – это одно, а мотивационно – потребностная сфера – другое, это как бы два разных "слагаемых успеха".

Хорошо, когда ребёнок, с одной стороны обладает данными для занятий искусством, а с другой – любит искусство, упорно стремиться к совершенствованию. Если бы дело обстояло так, об одаренности или ее отсутствии можно было бы судить независимо от того, как ребенок относится к искусству, что оно для него значит в личностном плане. Это, однако, является глубоким заблуждением. Мы много раз убеждались, что личностная заинтересованность в художественном творчестве решительно меняет картину одаренности ребенка.

Задача художника-педагога – пробудить у ребенка личностную заинтересованность в искусстве. Помимо неформализуемой стороны общения воспитателя с детьми, этому способствуют задания, требующие адекватного выражения собственного чувства, отношения, настроения и замысла ребенка. Тогда он входит в искусство как в "свой мир", где можно выразить то, что несешь в душе. Необходимо так же чтобы содержание занятий отвечало тому или иному возрастному этапу становления личности (о чем чаще всего не задумываются ни в общеобразовательной, ни в художественной школе). Но для того чтобы занятия искусством были, как говорят психологи, положительно мотивированны, не менее важно и другое: благоприятные условия, в особенности – отношение взрослого к маленькому художнику. Например, у Кати ни кто в семье не предполагал художественных способностей. Все внимание было отдано музыкальным занятиям старшей сестры, а к Катиным рисункам серьезно не относились. Да они, по правде сказать, этого не заслуживали. Но достаточно было расчистить ее стол, дать девочке краски и кисти, а самое главное – проявить доверие к ее возможностям, неподдельный доброжелательный интерес к тому, что и как она хотела бы нарисовать, - и в тот же день в ее рисунках появились и выразительность композиционных решений, и цветовые эффекты, и нешаблонные силуэты персонажей, и фантазия – чего вчера еще нельзя было предположить. Скоро Катя поступила в художественную школу, где проявила себя как одаренный колорист.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Познавательно о обучении:

Понятие «видеоматериалы». Актуальность их использования на уроках английского языка
Под термином «видео» (от лат. video - смотрю, вижу) понимают широкий спектр технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального и аудиовизуального материала на мониторах. Когда в быту говорят «видео», то обычно имеют в виду видеоматериал, телесигнал или кинофильм, записан ...

Коррекционная работа по формированию лексико-грамматических категорий у детей с билингвизмом
Особенностью логопедической работы со школьниками-билингвами являлось то, что решение всех задач происходило с учетом принципов изучения русского языка не только как родного языка, но и как иностранного. Этой специфике подчинена логика построения занятий, их содержание, методы и приёмы обучения. В ...

Диагностика экологической культуры детей среднего дошкольного возраста
Выявление уровня экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. Задачи констатирующего эксперимента: 1) определить критерии уровня экологической культуры детей; 2 ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru