Подход Воллаха и Когана позволил по-иному взглянуть на проблему связи между креативностью и интеллектом. Упомянутые исследователи, тестируя интеллект и креативность дошкольников, выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям. Это группы детей с высокой креативностью и высоким интеллектом, с высокой креативностью и низким интеллектом, с низкой креативность и высоким интеллектом, с низкой креативность и низким интеллектом.
Далее в нашем исследование были предложены методики выявления интеллектуальной одаренности, такие как, усовершенствованная методика Бине для изучения умственно одаренных детей. Его лонгитюдное исследование стало классическим. Позднее были созданы многочисленные варианты тестов, направленных на измерение IQ. Тем не менее, стандартизированные методы измерения интеллекта наиболее часто используются для выявления одаренных детей. Применяются как индивидуальные, так и групповые тесты. Среди наиболее известных в международной практике индивидуальных интеллектуальных, тестов можно отметить следующие.
Шкала интеллекта Станфорд - Бине, разработанная Л.Терменом и М.Меррил, предназначена для тестирования детей начиная с двухлетнего возраста.
Интеллектуальный тест Слоссона, предназначенный для измерения интеллекта детей и взрослых, дает одну обобщенную оценку интеллектуального развития на основе данных о словарном запасе, вербальных и математических суждениях и памяти.
Кауфмановская оценочная батарея тестов предназначена для тестирования детей в возрасте от двух с половиной до двенадцати с половиной лет. Она дает две глобальные оценки - умственных процессов и достижений.
Многие отечественные исследователи, призывая к созданию новых методов диагностики интеллекта, отмечают важную роль дальнейшего изучения его природы и структуры интеллектуальной деятельности. Теоретико-экспериментальные исследования мышления интеллектуальных процессов, проведённые А. В. Брушлинским, О. К. Тихомировым, М. А. Холодной и другими отечественными психологами, представляют несомненный интерес для разработки новых методов диагностики.
Для развития интеллектуальной и творческой одаренности была предложена система занятий по изобразительной деятельности для одаренных детей. Такие занятия необходимо проводить с малой группой детей, для того чтобы осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Эти занятия помогают детям раскрыть свою индивидуальность, творческие способности, развивают эстетический вкус, воображение, память. Помогают отобразить в рисунке красками, цветом свое эмоциональное состояние души. Немаловажную роль в развитии одаренного ребенка играют взрослые: воспитатель и родители.
Основными условиями сохранения одаренности являются: внимательное отношение к особенностям психики ребенка, тактичный подход к его индивидуальности, к его мироощущению со стороны воспитателя, умение ребенка воплощать творческий замысел в художественной деятельности.
Таким образом, деятельность воспитателя должна быть направлена на раскрытие таланта ребенка в максимальной мере.
Не каждый воспитатель умеет найти правильный подход к таким детям. В связи с этим разработаны рекомендации, которые помогают адекватно оценить и в дальнейшем развивать стремление ребенка проявить себя. Одаренный ребенок в праве рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку педагога в поиске наилучшего использования таких способностей, как для него самого, так и для окружающих.
Очень важно, чтобы взрослые хорошо представляли себе, как способствовать творческой продуктивности детей, оберегать их от стрессового состояния. В силу этого необходимо воздерживаться от оценок в ходе творческих начинаний детей, недопустим критический настрой по отношению к их деятельности.
Познавательно о обучении:
Особенности письменной речи
В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями. ...
Исследование уровня развития навыков говорения после проведения уроков с
применением видеоматериалов
На итоговом занятии в 6 «Б» и 7 «А» классах присутствовало по 13 человек. Для проведения исследования уровня развития навыков говорения после проведения уроков с применением видеоматериалов учащимся 7 «А» класса было предложено рассказать по составленному нами плану о себе, своих увлечениях, любимы ...
Социальное развитие детей дошкольного возраста
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который, по высказываниям Л.С.Выготского, рассматривается как “врастание в человеческую культуру” . Социальное развитие (социализация) – «процесс усвоения и дальнейшего развития инди ...