Система требований, предъявляемых к качеству средств информатизации образования

Страница 10

Процесс переработки учебной информации тесно связан с умениями, развивающими способности понимания, моделирования, к индуктивному и дедуктивному рассуждениям. Так, установлено, что для того, чтобы понимание стало средством усвоения знаний, его необходимо сделать целью обучения. То есть в умственном опыте ученика должны быть знания о том, какие ориентиры свидетельствуют о понимании текста. К таким ориентирам относятся умения, тесно связаны с грамотностью математического чтения, с коммуникативной компетентностью. Анализ процесса понимания, использование уровней и условий понимания, типов моделей представления учебной информации позволили разработать структуру процесса активизации понимания учебного текста школьного курса геометрии (таблица 3).

Таблица 3

Структура процесса активизации понимания учебного текста школьного курса геометрии

Уровни понимания учебных текстов школьного курса геометрии

Процедура понимания учебных текстов школьного курса геометрии

Конструирование ситуаций, посредством которых реализуется понимание текстов

предпонимание

понимание –

гипотеза

1) выдвижение предварительной гипотезы о смысле всего текста (предугадывание);

2) выявление значений непонятных слов (предположение);

1) конструирование отдельной ситуации, совместимой с учебной информацией, имеющейся в распоряжении;

понимание –

гипотеза

3) возникновение общей гипотезы о содержании текста (о знаниях);

2) конструирование отдельных утверждений по аналогии с существующей структурой

понимание –

гипотеза

понимание –

объединение

4) формирование смысловой структуры текста за счет установления внутренних связей между ключевыми фрагментами, за счет образования абстрактных понятий, обобщающих конкретные фрагменты знаний

3) конструирование различных моделей единиц учебной информации: определений понятий, формулировок теорем, процедур поиска и оформления доказательств теорем.

понимание – узнавание, понимание - гипотеза,

понимание - объединение

5) восприятие и извлечение учебной информации;

6) корректировка общей гипотезы, относительно обнаруженной в тексте информации

4) уточнение набора полученных схем;

5) конструирование новых информационных схем учебного содержания;

6) воспроизведение воспринятого

Для выявления умений, содействующих развитию базовых интеллектуальных способностей, выполнено структурирование учебной информации по уровню обобщённости её составляющих: геометрических понятий, их свойств, выражающихся в аксиомах и теоремах; геометрических задач. В этом процессе были учтены: 1) результаты логико-математического и логико-дидактического анализа процессов формирования математических понятий, обучения доказательству теорем, решения геометрических задач на каждом этапе переработки информации; 2) специфика школьного курса геометрии в развитии базовых интеллектуальных способностей; 3) собственное видение этих процессов с позиций концепции интеллектуального воспитания учащихся в обучении геометрии.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Познавательно о обучении:

Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению: фронтальное обследование
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достигать при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания ...

Карл Фридрих Гаусс
В Броауншвейге 30 апреля 1777 года родился будущий великий математик. Сын водопроводчика в 1795 году поступил в Геттингенский университет, который с успехом закончил в 1798 году. В 1799 году Карл Фридрих получил доцентуру в Брауншвейге, а в 1807 году кафедру математики и астрономии в Геттингенском ...

Система методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарным богатством русского языка
В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографические направления словарной работы. Рассмотрим словарную работу, как единство этих двух видов. На уроке учителя должны интересовать не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о которых В ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru