Третий тип умений – комплексное умение - составление геометрических задач, развивающее все базовые интеллектуальные способности. Составление задач учениками является важнейшим средством активизации умственной деятельности, развития креативности и интереса учащихся к изучению геометрии. Это умение способствует обогащению всех форм умственного опыта, формированию математической грамотности и компетентности учащихся в области решения проблем. Именно поэтому оно выделено отдельным типом. На основе анализа содержания исследований, связанных с составлением задач, выделены три группы учебных задач (составление задач по неполным данным, на основе данной задачи, с использованием аналогии) и сконструированы соответствующие приёмы, обеспечивающие это умение. Для формирования у школьников умения составлять метрические задачи и задачи на построение, систематизированы условия метрической определённости фигур (таблица 4, умения типа III).
Задачи обогащения умственного опыта учащихся на стадиях обучения школьному курсу геометрии
Название стадии |
Класс |
Задачи обогащения умственного опыта учащихся посредством умений (I – III типов) |
Состояние умений (I – III типов) на стадиях обучения школьному курсу геометрии |
пропедевтическая |
I - VI |
Развитие логического мышления и пространственных представлений учащихся, простейшие дедуктивные обоснования на содержательном уровне; развитие познавательной самостоятельности, интереса |
Использование нерасчленённой системы первых приёмов умственной деятельности на содержательном и интуитивном уровне |
основная подготовительный, ознакоми-тельный, формирующий этапы ознакомительный формирующий этапы формирующий совершенствующий этапы |
YII накопление и применение YIII, IX расши-рение и применение IX применение |
Обогащение опыта переработки информации школьного курса геометрии; опыта использования типовых интеллектуальных умений и умений саморегуляции, обеспечивающих понимание содержания школьного курса геометрии и позволяющих ученику осуществлять регуляцию собственной учебно-познавательной деятельности при освоении геометрии на выбранном уровне Развитие познавательной самостоятельности и интереса, организованности при освоении геометрии |
Формирование типовых интеллектуальных умений, их накопление в соответствии с содержанием школьного курса геометрии. Применение типов интеллектуальных умений в (I, II, III способы переноса). Расширение типов интеллектуальных умений, их систематизация и применение (все способы переноса) Использование всех типов интеллектуальных умений при освоении геометрии (все способы переноса) Регуляция процесса усвоения геометрии |
завершающая совершенствующий этап |
X – XI использование |
Обогащение всех форм умственного опыта посредством саморегуляции интеллектуальной деятельности в процессе освоения школьного курса геометрии, самоорганизация |
Использование всех типов интеллектуальных умений для управления процессом усвоения геометрии в условиях интеллектуального воспитания |
Познавательно о обучении:
Двигательный режим как фактор укрепления здоровья
Под активным двигательным режимом понимают регламентированную по интенсивности физическую нагрузку, которая полностью удовлетворяет биологическую потребность в движениях, соответствует функциональным возможностям неравномерно развивающихся систем растущего организма, способствует укреплению здоровь ...
За роялем без слез, или я – детский педагог
Татьяна Гальперина – автор уникальной методики музыкального развития детей двух – трёх летнего возраста. До 1990 года – ведущий методист города Санкт–Петербурга. Известна в России и за рубежом. Большую известность получила её книга «За роялем без слёз, или я – детский педагог». Также она выпустила ...
Конспект урока по теме: "Правовое государство"
Цель: подвести учащихся к пониманию правовое государство, выявить его признаки; доказать что РФ правовое государство Задачи: отношение к человеку; отношение к закону; отношение к власти; отношение государству. Ход урока. Организационный момент. На данном уроке учащиеся получают возможность: – задум ...