6.В условиях дополнительного образования электронные издания и ресурсы должны выступать в качестве средств вовлечения в образовательную среду новых знаний, которыми обладают взрослые профессионально занятые обучаемые.
7.Применяемые средства информатизации должны создавать возможность приобретения деловых связей и налаживания деловых контактов между обучаемыми.
Рассмотрим особенности изложения геометрического материала, методику использования наглядных пособий и педагогических программных средств при изучении простейших геометрических понятий и их свойств, с приемами введения основных понятий курса геометрии и решения геометрических задач.
Изучение геометрического материала в V классе имеет целью обобщить полученные учащимися в I-IV классах представления о простейших геометрических фигурах, а также познакомить учащихся с новыми геометрическими понятиями. В VI классе большое внимание уделяется систематизации геометрического материала. В пропедевтическом курсе геометрии у учащихся формируются умения и навыки геометрических построений с помощью линейки, циркуля, чертежного треугольника и транспортира.
Введение и формирование геометрических понятий в V – VI классах осуществляется на основе индуктивных рассуждений, требующих от начинающего учителя владения соответствующими приемами обучения.
К таким приемам относятся:
§ приемы выполнения мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования и др.;
§ приемы сосредоточения внимания учащихся на конкретных примерах геометрических объектов, в которых на первый план выступают существенные признаки изучаемого понятия с целью выявления его объема и содержания;
§ приемы выявления логической структуры признаков вводимого понятия;
§ приемы определения понятий через род и видовые отличия, через описание процесса его образования (генетическое определение);
§ приемы подведения под понятие;
§ приемы выведения следствий из факта принадлежности объекта объему данного понятия;
§ приемы построения объекта по существенным признакам понятия (по определению);
§ приемы узнавания (вычленения) объекта, принадлежащего данному понятию, на сложных чертежах;
§ приемы дополнительных построений с целью получения объектов, принадлежащих данному понятию;
§ приемы рассмотрения объекта в плане разных понятий и др.
В практикуме по методике преподавания математики в средней школе под редакцией В.И.Мишина изложены признаки сформированности у учащихся геометрических понятий. К ним относится совокупность умений:
§ умение самостоятельно выделять существенные признаки объекта, принадлежащего объему данного понятия;
§ давать определение понятию (если это требуется программой, учебником);
§ подводить объект под данное понятие;
§ выводить следствия из факта принадлежности объекта объему данного понятия;
§ строить объект, исходя из существенных признаков понятия (по определению);
§ приводить примеры объектов, принадлежащих и не принадлежащих данному понятию (контрпримеры);
§ рассматривать объект в плане разных понятий;
§ находить объекты, принадлежащие данному понятию, на сложных чертежах;
§ выполнять дополнительные построения с целью получения объекта, принадлежащего данному понятию.
Формируются указанные умения в основном с помощью задач. При этом учитель должен знать, что ряд геометрических понятий пропедевтического курса геометрии получает генетическое определение (описанием процесса их образования). К ним, например, относятся: отрезок, луч, равные фигуры, площадь прямоугольника и квадрата, объем прямоугольного параллелепипеда, окружность, дуга окружности, сектор, угол и его элементы, равные углы, длина окружности, площадь круга.
Познавательно о обучении:
Психолого-дидактическая концепция, основанная на принципе
субъективности
Автор этой концепции И.С. Якиманская, так же как и К. Роджерс, различает процессы обучения и учения, понимая последнее как индивидуально значимую деятельность отдельного субъекта, в которой реализуется его личный опыт. Однако если для К. Роджерса ученик выступает как субъект жизни, то для И.С. Яким ...
Причины развития педагогической инновации
Одна из причин развития инновационного обучения и становления педагогической инноватики – это кризис образования, который признается во всем мире свершившимся фактом. При всех различиях форм его проявления в разных странах общими являются следующие рассогласования: между потребностями развивающейся ...
Речь как основное средство педагогического взаимодействия. Развитие коммуникативных
способностей педагога
Преподавателю слово дано не для того, чтобы усыпить свою мысль, а чтобы будить чужую. В.О. Ключевский Речь как основное средство педагогического взаимодействия 2. Упражнения на развитие фонационного дыхания 3. Упражнения на развитие голоса 4. Упражнения на развитие выразительности речи 5. Упражнени ...