6.В условиях дополнительного образования электронные издания и ресурсы должны выступать в качестве средств вовлечения в образовательную среду новых знаний, которыми обладают взрослые профессионально занятые обучаемые.
7.Применяемые средства информатизации должны создавать возможность приобретения деловых связей и налаживания деловых контактов между обучаемыми.
Рассмотрим особенности изложения геометрического материала, методику использования наглядных пособий и педагогических программных средств при изучении простейших геометрических понятий и их свойств, с приемами введения основных понятий курса геометрии и решения геометрических задач.
Изучение геометрического материала в V классе имеет целью обобщить полученные учащимися в I-IV классах представления о простейших геометрических фигурах, а также познакомить учащихся с новыми геометрическими понятиями. В VI классе большое внимание уделяется систематизации геометрического материала. В пропедевтическом курсе геометрии у учащихся формируются умения и навыки геометрических построений с помощью линейки, циркуля, чертежного треугольника и транспортира.
Введение и формирование геометрических понятий в V – VI классах осуществляется на основе индуктивных рассуждений, требующих от начинающего учителя владения соответствующими приемами обучения.
К таким приемам относятся:
§ приемы выполнения мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования и др.;
§ приемы сосредоточения внимания учащихся на конкретных примерах геометрических объектов, в которых на первый план выступают существенные признаки изучаемого понятия с целью выявления его объема и содержания;
§ приемы выявления логической структуры признаков вводимого понятия;
§ приемы определения понятий через род и видовые отличия, через описание процесса его образования (генетическое определение);
§ приемы подведения под понятие;
§ приемы выведения следствий из факта принадлежности объекта объему данного понятия;
§ приемы построения объекта по существенным признакам понятия (по определению);
§ приемы узнавания (вычленения) объекта, принадлежащего данному понятию, на сложных чертежах;
§ приемы дополнительных построений с целью получения объектов, принадлежащих данному понятию;
§ приемы рассмотрения объекта в плане разных понятий и др.
В практикуме по методике преподавания математики в средней школе под редакцией В.И.Мишина изложены признаки сформированности у учащихся геометрических понятий. К ним относится совокупность умений:
§ умение самостоятельно выделять существенные признаки объекта, принадлежащего объему данного понятия;
§ давать определение понятию (если это требуется программой, учебником);
§ подводить объект под данное понятие;
§ выводить следствия из факта принадлежности объекта объему данного понятия;
§ строить объект, исходя из существенных признаков понятия (по определению);
§ приводить примеры объектов, принадлежащих и не принадлежащих данному понятию (контрпримеры);
§ рассматривать объект в плане разных понятий;
§ находить объекты, принадлежащие данному понятию, на сложных чертежах;
§ выполнять дополнительные построения с целью получения объекта, принадлежащего данному понятию.
Формируются указанные умения в основном с помощью задач. При этом учитель должен знать, что ряд геометрических понятий пропедевтического курса геометрии получает генетическое определение (описанием процесса их образования). К ним, например, относятся: отрезок, луч, равные фигуры, площадь прямоугольника и квадрата, объем прямоугольного параллелепипеда, окружность, дуга окружности, сектор, угол и его элементы, равные углы, длина окружности, площадь круга.
Познавательно о обучении:
Особенности проведения уроков по химии с историческим содержанием
Существуют различные формы организации деятельности учащихся – это внеклассные и факультативные занятия, домашние задания, семинарские занятия и т.д. Основной формой организации учебной деятельности является - урок. Известно множество классификаций уроков: по основному этапу (введение, первичного о ...
Выявление нарушения речевого развития у детей-билингвов
Контингент изученных детей составили учащиеся массовой школы из семей, где родной язык – русский. Исследование проводилось на базе средней школы №1 г. Айзкраукле (Латвия), обучающейся по билингвальной программе образования (2-я модель, предусматривающая в начальных классах 50%-95% интегрированного ...
Софизмы. Их место в развитии математического мышления
В решении проблемы развития критичности математического мышления учащихся одним из эффективных средств является использование софизмов в обучении. История математики полна неожиданных и интересных софизмов .И зачастую именно их разрешение служило толчком к новым открытиям, из которых в свою очередь ...