9. "И свод элегий драгоценный" нашел достойное место в поэзии Ф.Сологуба .
Что такое элегия? У русской элегии богатая биография, особенно яркие страницы вписал XVIII век, потом продолжил XIX. А XX век, избрав трудный путь в самовыражении, труден во всем. "Элегия есть некое печальное поэтическое произведение" (Ф.Прокопович). "Элегия — стих плачевный и печальный" (Тредиаковский). В XIX веке элегиями называли стихотворения, выражающие тихие, нежные, умеренные чувства, как меланхолические, так и радостные, носящие интимный характер, исповедальные чувства, размышления о жизни, о судьбе, об истине .
В конце XIX века место, принадлежавшее ранее элегии, претерпевает изменения. Элегия синтезируется с другими жанрами, иногда сливается с некоторыми из них. Но поэты ревностно соблюдали ее границы, стараясь сохранить элегию как жанр в чистом виде. Это была эпоха, когда солирующая роль перешла к прозе, на долю которой выпал жребий глубокого анализа сложнейших проблем времени. Поэзия жила и тоже выполняла свое предназначение. 80—90-е годы — трудные годы реакции. Мотивы отчаяния, скорби по лучшим временам, неудовлетворенность жизнью как нельзя лучше могла выразить именно элегия. К элегии обратились Надсон, Мережковский,
Сологуб, Бальмонт, Лохвицкая и др. В начале XX века элегия как жанр нашла достойное место на страницах произведений Блока, Брюсова, Северянина и др.
Федор Сологуб в разные периоды творчества обращался к элегии. Этот жанр как нельзя лучше подходил для выражения его тоскливых, меланхолических, мучительных раздумий, поисков себя в жизни, путей в выражении своего душевного состояния. Откроем элегии Ф.Сологуба, прислушаемся к каждой нотке его печальной, глубокой, чувственной, душевной музыки стиха .
Педагогика Дальтон – это целостная, открытая и развивающая система, помогающая развить навыки и умения учебного труда, мыслительной деятельности, навыки самостоятельной работы. При работе в группах у школьников снижается уровень тревожности на уроке, растет уровень комфортности. В группе каждый занят. Учащиеся определяют сами, в каком порядке выполнять задания, распределять свое время, выбирать вспомогательные средства, решать, как работать – сообща или отдельно, где искать необходимую информацию: у других учащихся, у учителя, в учебнике, в справочной литературе или других источниках. В изменяющихся условиях литературного образования данные технологии имеют большие перспективы: проектное обучение активизирует самостоятельную работу учащихся, обеспечивает максимальный учет их индивидуальных особенностей и интересов, повышает мотивацию учебно-познавательной работы старшеклассников, и, наконец, позволяет изучить значительный объем материала достаточно глубоко.
В наше время на уроках, к сожалению, по-прежнему можно встретить и унылое пережевывание текста, без всяких оснований именуемое "анализом", и беседу, которая проводится просто потому, что "положено" задавать вопросы и добиваться хоть каких-то ответов. Но такие методы, как исследовательский, необходимо внедрять в обучение. Ведь исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления. Книги живут и бесконечно обновляются в читательском сознании, в них открываются новые грани, новые связи с действительностью; их содержание и значение не могут быть сведены даже к самым глубоким истолкованиям: нечто неопознанное, неожиданное всегда остается в них. В школьном изучении художественных произведений не только возможны новые, ранее не входившие в научный оборот наблюдения и суждения, но без свежего, в чем-то нового взгляда на произведение плодотворное изучение его вообще вряд ли возможно. Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания бывает внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде. Притом их наблюдения и суждения не только полезны для них самих, но и имеют определенную общественную значимость. И школьникам, по крайней мере старшеклассникам, полезно представлять себе, что их читательский труд и учебная деятельность – пусть самая скромная, но необходимая часть литературной жизни. Это повысит ответственность их за результаты изучения литературы, за свое собственное литературное развитие.
Познавательно о обучении:
Формы работы классного руководителя с родителями учащегося
По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом, в области педагогики и психологии, он помогает родителям в ...
Характеристика подросткового периода
Подростковый возраст – остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития. Происходит не только активное физиологическое изменение организма, его рост и бурное развитие, но и наступает пора активного формирования социальной пози ...
Организация дидактических игр для развития словесно-логической памяти детей
старшего дошкольного возраста
Работа по развитию памяти в каждой группе проводиться на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть методы, которые используются во всех возрастных группах. К таким методам относятся дидактические игры. Они ...