1. Предположив, что эстетические игры и упражнения, дополненные музыкальным материалом, наиболее способствуют развитию творческого воображения младших школьников, мы подобрали несколько диагностических тестов, которые помогут нам определить уровень развитости творческого воображения детей до и после проведения коррекционно-развивающей работы.
2. В результате проведения диагностических тестов, был выявлен уровень творческого воображения детей на начало эксперимента. Уровень развития воображения в целом соответствует возрастной норме, у некоторых детей отмечается недостаточная сформированность простейших операций мышления, из чего следуют их затруднения в заданиях на воображение. Следовательно, необходимо проведение коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения.
3. Целенаправленно подобрав игры и упражнения, обеспечивающие развитие творческого воображения младших школьников мы разработали и экспериментально доказали способ ускорения развития творческого воображения посредством влияния эстетических игр и упражнений, обогащенных музыкальным материалом. Это наглядно видно по результатам контрольного среза.
Анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал, что развитие творческого воображения детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, со школьными уроками музыки. Именно уроки музыки помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.
В младшем школьном возрасте развитие творческого воображения тесно связано с развитием всех видов мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического). Воображение, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, то есть в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения, так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Ценность творческого воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления.
В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляются специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям. Важно, чтобы ученик самостоятельно применял приемы воображения в процессе самоподготовки. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего и творческого воображения. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. Творческое воображение формируется в практической деятельности.
Результаты выполненного экспериментального исследования подтверждают исходную гипотезу: использование средств музыкального искусства и потенциала уроков музыки способствует развитию творческого воображения. Из этого следует, что разработанная нами программа имеет эффективное воздействие на развитие творческого воображения младших школьников.
Ценность творчества, заключается не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки. Поэтому именно уроки музыки могут способствовать развитию творческого воображения учащихся младших классов.
Бланк к тесту «Круги»
Размещено на Allbest.ru
Познавательно о обучении:
Методика использования занимательных заданий во внеурочное время
Самыми популярными видами учебного процесса на сегодняшний день являются внеклассные мероприятия. Их использование повышает интерес к учебе и знаниям, формируют сплоченный коллектив. Видов внеклассных мероприятий существуют довольно много. Самые распространенные из них представляют собой подражание ...
Организация и содержание коррекционной программы по развитию воображения
По итогам диагностики проведенной нами в начале учебного года, мы составили программу для развития творческого и воссоздающего воображения. В связи с этим нами были поставлены следующие цели: · развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения; · обучение целенаправленному использ ...
Использование игровых технологий как средство развития познавательной
активности учащихся
Одним из способов развития познавательной активности учащихся может служить использование игровых технологий в образовательном процессе. Игра наряду с трудом и учением— один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельнос ...