Сопоставляя данные диаграммы визуального линейного (рис.5) и структурного мышления (рис.6) контрольной и экспериментальной групп, мы видим, что динамика детей экспериментальной группы после проведения цикла занятий стала значительно выше, чем была до проведения.
Результаты исследования теста П. Торренса. Фигурные формы теста П. Торренса применялись для оценки развития творческого мышления старших дошкольников. Мы исследовали уровень мышления в экспериментальной и контрольной группах до (А) и после (В) цикла занятий в экспериментальной группе (см. табл. 5, таб. 6, приложение 1).
Данные изменения показателей творческого мышления дошкольников представлены в табл. 1.
Таблица 1. Показатели уровня творческого мышления контрольной и экспериментальной групп (тест Торренса).
Констатирующий |
Контрольный | ||||
Показа- тели уровня |
Уровни |
Экспериментальная |
Контрольная |
Экспериментальная |
Контрольная |
Беглость |
Высокий |
20,00% |
10,00% |
50,00% |
30,00% |
Средний |
60,00% |
70,00% |
50,00% |
70,00% | |
Низкий |
20,00% |
20,00% |
0,00% |
0,00% | |
Гибкость |
Высокий |
10,00% |
0,00% |
30,00% |
0,00% |
Средний |
40,00% |
30,00% |
50,00% |
50,00% | |
Низкий |
50,00% |
70,00% |
20,00% |
50,00% | |
Ориги- нальность |
Высокий |
20,00% |
30,00% |
50,00% |
30,00% |
Средний |
50,00% |
30,00% |
40,00% |
40,00% | |
Низкий |
30,00% |
40,00% |
10,00% |
30,00% | |
Разрабо- танность |
Высокий |
20,00% |
20,00% |
40,00% |
20,00% |
Средний |
60,00% |
50,00% |
50,00% |
70,00% | |
Низкий |
20,00% |
30,00% |
10,00% |
10,00% |
Анализ полученных результатов показал, что в экспериментальной группе все суммарные показатели творческого мышления после проведенного цикла занятий увеличились. За этот период изменения аналогичных показателей у детей контрольной группы были незначительными. Уровень творческого мышления мы исследовали по нескольким параметрам, содержание показателей беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки идей как характеристик этого процесса.
Познавательно о обучении:
Использование экранных средств на занятиях
Диапозитивный фильм, или сокращенно диафильм (от англ. film пленка), - это серия черно-белых или цветных диапозитивов, объединенных в единое произведение и отпечатанных на кинопленке в определенной последовательности. Только при просмотре кадров диафильма в той последовательности, как это задумано ...
Приемы стимулирования учебной деятельности
младших школьников
Развитию мотивации необходимы стимулирующая среда и целенаправленное влияние через систему педагогических приемов. Среди множества приемов по изучению и развитию мотивации можно выделить следующие. 1. Дети отличаются любопытством. Они проявляют особенный интерес к новым и неизвестным обстоятельства ...
Этапы и
приемы создания знака
«Придумайте и нарисуйте графические знаки для обозначения животных в зоопарке или домашних питомцев, используя различные графические приемы». Первый этап в создании знаков - это натурные наблюдения и зарисовки животных. Учащимся предлагается совершить экскурсию в зоопарк, взяв с собой доски для рис ...