Анализ и обсуждение результатов исследования мышления детей старшего дошкольного возраста

Новая педагогика » Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования » Анализ и обсуждение результатов исследования мышления детей старшего дошкольного возраста

Страница 4

В данном критерии имеют место два вида гипотез:

Но: интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

Н1: интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

Сумма рангов линейного мышления Ri=55.

Сумма рангов структурного мышления Ri=55.

Сумма Ri=N*(N+1)/2=10*(10+1)/2=55,

где N-количество испытуемых. Ri=55, что соответствует с расчетной.

Сумма рангов «редких» сдвигов составляет эмпирическое значение критерия Т:

Т=сумма Rr,

где Rr -ранговые значения сдвигов с более редким знаком.

Для линейного мышления Тэм= 0, т.к. «редких» сдвигов не обнаружено, поэтому сумма рангов =0 [Сидоренко, с. 92].

Для структурного мышления Тэм= 0.

Т для n = 10, где n -количество испытуемых. По таблице определяем критические значения Т для n = 10:

Ткр р 0.05=10;

р 0.01=5;

Тэм < Ткр, сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает. Изменения зафиксированные в эксперименте не случайны и значимы на уровне (р<0,01). Таким образом, гипотеза Но - отвергается, а Н1- принимается.

Вывод: уровень визуального линейного и структурного мышления в экспериментальной группе после обучения по программе повысился. Значимость и достоверность различий очевидны.

Результаты, полученные в контрольной группе обработаны с помощью критерия Т-Вилкоксона.

2. Математическая обработка результатов по методике Дж. Равена визуальное линейное и структурное мышление.

В данном критерии имеют место два вида гипотез:

Но: интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

Н1: интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

Сумма Ri=N*(N+1)/2=10*(10+1)/2=55,

где N-количество испытуемых. Ri=55, что соответствует с расчетной.

Сумма рангов «редких» сдвигов составляет эмпирическое значение критерия Т:

Т=сумма Rr,

где Rr -ранговые значения сдвигов с более редким знаком

Для линейного мышления Тэм= 6.

Для структурного мышления Тэм=6.

Тэм по таблице определяем критические значения Т для n = 10:

Ткр: р 0.05=10;

р 0.01=5;

Тэмп. попадает в зону неопределенности. С достоверностью сказать, что типичный сдвиг больше нетипичного мы не можем, т.к эмпирическое значение Т находится в зоне неопределенности.

Вывод: Таким образом, обе гипотезы не подтверждаются, т.к Тэмп находится ближе к зоне значимости, мы склоняемся считать этот сдвиг к гипотезе Н1. Вследствии того, что результаты, полученные при помощи критерия Т-Вилкоксона недостаточно определены, результаты были подвержены G- критерию знаков.

Результаты, полученные в контрольной группе обработаны с помощью G- критерия знаков.

3. Математическая обработка результатов контрольной группы по методике Дж. Равена визуального линейного и структурного мышления.

Гипотезы:

Но: интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

Н1: интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

При обработке результатов, линейного и структурного мышления мы получили одинаковые показатели «типичных» и «нетипичных» сдвигов.

По таблице определяем критические значения G для n = 7:

Для линейного мышления Gэмп= 0.

Для структурного мышления Gэмп=0.

Gкрит при 0,01=0, (n=7);

Gкрит при 0,05=0, (n=7);

В данной выборке преобладает типичный сдвиг, он является достоверным, т.к Gэмп =0,01. Изменения зафиксированные в эксперименте неслучайны и значимы на уровне 0,01. Gэмп < Gкрит, гипотеза Но-отвергается, а Н1 принимается.

Вывод: сдвиг следует считать достоверными.

Таким образом, в ходе математического анализа результатов исследования, отметим значимую разницу в уровне измеряемых признаков в экспериментальной группе детей до и после проведения цикла занятий. При сравнении экспериментальной группы детей с контрольной группой у первой группы выявлены более высокие показатели уровня визуального линейного и структурного мышления, нежели у контрольной группы детей.

С целью изучения развития мышления у детей старшего дошкольного возраста были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. Исследовательская работа проводилось по нескольким этапам. На констатирующем этапе мы осуществляли диагностику художественно-творческой деятельности и диагностику мышления при помощи тестов Равена и Торренса. На формирующем этапе осуществляли цикл занятий в экспериментальной группе при помощи нетрадиционных методов рисования для которых была составлена (примерная) программа. На контрольном этапе была проведена повторная диагностика художественно-творческой деятельности и мышления детей старшего дошкольного возраста обеих групп. В конце исследования мы провели анализ и интерпретацию результатов, которые показали, что уровень мышления у детей экспериментальной группы после реализации цикла занятий выше, чем у контрольной группы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Структура психологической защиты личности педагога
Мы выяснили, психологическая защита проявляется как реакция на разного рода угрозы, примерами которых в педагогической деятельности становятся напряженные ситуации и различные факторы, связанные с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Условия деятельности становятся напряженной ситу ...

Система методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарным богатством русского языка
В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографические направления словарной работы. Рассмотрим словарную работу, как единство этих двух видов. На уроке учителя должны интересовать не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о которых В ...

Психологические особенности дошкольников на 4, 5 и 6-м годах жизни
Прежде чем проследить, каково восприятие комиксов дошкольниками, разберемся, в чем заключаются психо-физиологические возрастные особенности детей этого возраста. В процессе развития опосредствованности психика ребенка становится осознанной и произвольной. Культурные средства, которые он активно при ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru