Анализ и обсуждение результатов исследования мышления детей старшего дошкольного возраста

Новая педагогика » Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования » Анализ и обсуждение результатов исследования мышления детей старшего дошкольного возраста

Страница 4

В данном критерии имеют место два вида гипотез:

Но: интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

Н1: интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

Сумма рангов линейного мышления Ri=55.

Сумма рангов структурного мышления Ri=55.

Сумма Ri=N*(N+1)/2=10*(10+1)/2=55,

где N-количество испытуемых. Ri=55, что соответствует с расчетной.

Сумма рангов «редких» сдвигов составляет эмпирическое значение критерия Т:

Т=сумма Rr,

где Rr -ранговые значения сдвигов с более редким знаком.

Для линейного мышления Тэм= 0, т.к. «редких» сдвигов не обнаружено, поэтому сумма рангов =0 [Сидоренко, с. 92].

Для структурного мышления Тэм= 0.

Т для n = 10, где n -количество испытуемых. По таблице определяем критические значения Т для n = 10:

Ткр р 0.05=10;

р 0.01=5;

Тэм < Ткр, сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает. Изменения зафиксированные в эксперименте не случайны и значимы на уровне (р<0,01). Таким образом, гипотеза Но - отвергается, а Н1- принимается.

Вывод: уровень визуального линейного и структурного мышления в экспериментальной группе после обучения по программе повысился. Значимость и достоверность различий очевидны.

Результаты, полученные в контрольной группе обработаны с помощью критерия Т-Вилкоксона.

2. Математическая обработка результатов по методике Дж. Равена визуальное линейное и структурное мышление.

В данном критерии имеют место два вида гипотез:

Но: интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

Н1: интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

Сумма Ri=N*(N+1)/2=10*(10+1)/2=55,

где N-количество испытуемых. Ri=55, что соответствует с расчетной.

Сумма рангов «редких» сдвигов составляет эмпирическое значение критерия Т:

Т=сумма Rr,

где Rr -ранговые значения сдвигов с более редким знаком

Для линейного мышления Тэм= 6.

Для структурного мышления Тэм=6.

Тэм по таблице определяем критические значения Т для n = 10:

Ткр: р 0.05=10;

р 0.01=5;

Тэмп. попадает в зону неопределенности. С достоверностью сказать, что типичный сдвиг больше нетипичного мы не можем, т.к эмпирическое значение Т находится в зоне неопределенности.

Вывод: Таким образом, обе гипотезы не подтверждаются, т.к Тэмп находится ближе к зоне значимости, мы склоняемся считать этот сдвиг к гипотезе Н1. Вследствии того, что результаты, полученные при помощи критерия Т-Вилкоксона недостаточно определены, результаты были подвержены G- критерию знаков.

Результаты, полученные в контрольной группе обработаны с помощью G- критерия знаков.

3. Математическая обработка результатов контрольной группы по методике Дж. Равена визуального линейного и структурного мышления.

Гипотезы:

Но: интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

Н1: интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

При обработке результатов, линейного и структурного мышления мы получили одинаковые показатели «типичных» и «нетипичных» сдвигов.

По таблице определяем критические значения G для n = 7:

Для линейного мышления Gэмп= 0.

Для структурного мышления Gэмп=0.

Gкрит при 0,01=0, (n=7);

Gкрит при 0,05=0, (n=7);

В данной выборке преобладает типичный сдвиг, он является достоверным, т.к Gэмп =0,01. Изменения зафиксированные в эксперименте неслучайны и значимы на уровне 0,01. Gэмп < Gкрит, гипотеза Но-отвергается, а Н1 принимается.

Вывод: сдвиг следует считать достоверными.

Таким образом, в ходе математического анализа результатов исследования, отметим значимую разницу в уровне измеряемых признаков в экспериментальной группе детей до и после проведения цикла занятий. При сравнении экспериментальной группы детей с контрольной группой у первой группы выявлены более высокие показатели уровня визуального линейного и структурного мышления, нежели у контрольной группы детей.

С целью изучения развития мышления у детей старшего дошкольного возраста были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. Исследовательская работа проводилось по нескольким этапам. На констатирующем этапе мы осуществляли диагностику художественно-творческой деятельности и диагностику мышления при помощи тестов Равена и Торренса. На формирующем этапе осуществляли цикл занятий в экспериментальной группе при помощи нетрадиционных методов рисования для которых была составлена (примерная) программа. На контрольном этапе была проведена повторная диагностика художественно-творческой деятельности и мышления детей старшего дошкольного возраста обеих групп. В конце исследования мы провели анализ и интерпретацию результатов, которые показали, что уровень мышления у детей экспериментальной группы после реализации цикла занятий выше, чем у контрольной группы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Исследование исходного уровня знаний учащихся
Наше исследование проходило, как уже было сказано ранее, в 6 «Б» и 7 «А» классах. Для исследования исходного уровня знаний учащихся обоих классов в начале преддипломной практики была проведена беседа, во время и после которой нами были выявлены особенности знаний, умений и навыков учащихся. Вначале ...

Особенности письменной речи
В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями. ...

Практическое значение научных исследований
наука педагогика исследование практический Человек, далекий от науки, услышав о новом научном открытии, часто задает вопрос: «А какой от него прок? Для чего оно?» При этом подразумевается, что ни одно научное исследование не имеет смысла, если оно не может быть немедленно применено на практике. Это ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru