Анализ и обсуждение результатов исследования мышления детей старшего дошкольного возраста

Новая педагогика » Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования » Анализ и обсуждение результатов исследования мышления детей старшего дошкольного возраста

Страница 5

Мы провели сравнение и анализ результатов с помощью математической статистики оценки сдвига значений исследуемого признака критерий. В ходе анализа результатов исследования, можно отметить значимую разницу в уровне измеряемых признаков экспериментальной группы детей до и после проведения программы. При сравнении показателей результатов мы выявили, что у экспериментальной группы детей выявлены более высокие показатели уровня развития мышления, нежели, у контрольной группы детей.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выяснив особенности мышления детей старшего дошкольника, мы выявили, что использование нетрадиционных методов рисования основывается на развитии мышления, воображения, эстетического восприятия, что способствует обогащению изобразительной, художественно-речевой, игровой, конструктивной деятельностей. И наоборот, неразвитость эстетического восприятия, низкая сенсорная культура не позволяют детям творчески решать изобразительные задачи. Дошкольникам приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Так как в дошкольном возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности, ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности, научается анализировать, производить простейшие умственные операции, гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода от одного действия к другому. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. От выяснения наиболее простых, прозрачных, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Один из важнейших видов таких зависимостей - отношения причины и следствия. Наблюдение тех или иных явлений, собственный опыт действий с предметами позволяют дошкольникам уточнять представления о причинах явлений, приходить путем рассуждений к более правильному их пониманию. Поэтому использование нетрадиционных методов художественно-творческой деятельности обеспечивает развитие мышления детей старшего дошкольного возраста. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их. В процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. В это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов, поэтому у старших дошкольников в полной мере развивается наглядно-образное мышление, что является основой для теоретического мышления, для формирования самостоятельной учебной деятельности. Для того, чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определённого уровня развития, это позволит ему анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции.

Для активации развития мышления у дошкольников, используют нетрадиционные методы которые способствуют развитию мелкой моторики, сенсомоторики, координации движения, самостоятельности, коммуникативности, креативному воспитанию, а так же развитию речи. Они помогают подготовить руку к письму. К подготовительной группе дети уже умеют пользоваться методами нетрадиционного рисования, владеют техническими навыками в свободной деятельности. Нетрадиционное рисование позволяет создать обстановку эмоционального благополучия, в игровой деятельности наполнить его интересным содержанием потому, что это ведущая деятельность дошкольников. Благодаря всему этому оно привлекает внимание детей, которые познают радость первых своих «открытий», испытывают удовольствие от своих рисунков. Яркие положительные эмоции становятся основой формирования острой потребности в творчестве.

Сравнительный анализ показывает, что уровень художественно-творческой деятельности детей экспериментальной группы выше, чем уровень детей контрольной группы.

При проведении констатирующего эксперимента нами выявлено, что результаты уровня творческого, визуального линейного и структурного мышления у детей экспериментальной и контрольной групп находятся почти на одинаком уровне. После формирующего эксперимента, в ходе математического анализа результатов исследования, отметим значимую разницу в уровне измеряемых признаков в экспериментальной группе до и после проведения цикла занятий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Серединный треугольник и прямая Эйлера
Треугольник, полученный соединением середин сторон данного треугольника, назовем серединным треугольником. На рисунке A`B`C` есть срединный треугольник треугольника АВС. Рассмотрим так же две медианы AA` и BB`, пересекающиеся в точке G, две высоты треугольника ABC, пересекающиеся в точке H, и две в ...

Этические воспитательные дела
Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше других передаёт понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное дело – это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанн ...

Структура психологической защиты личности педагога
Мы выяснили, психологическая защита проявляется как реакция на разного рода угрозы, примерами которых в педагогической деятельности становятся напряженные ситуации и различные факторы, связанные с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Условия деятельности становятся напряженной ситу ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru