Анализ и обсуждение результатов исследования мышления детей старшего дошкольного возраста

Новая педагогика » Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования » Анализ и обсуждение результатов исследования мышления детей старшего дошкольного возраста

Страница 5

Мы провели сравнение и анализ результатов с помощью математической статистики оценки сдвига значений исследуемого признака критерий. В ходе анализа результатов исследования, можно отметить значимую разницу в уровне измеряемых признаков экспериментальной группы детей до и после проведения программы. При сравнении показателей результатов мы выявили, что у экспериментальной группы детей выявлены более высокие показатели уровня развития мышления, нежели, у контрольной группы детей.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выяснив особенности мышления детей старшего дошкольника, мы выявили, что использование нетрадиционных методов рисования основывается на развитии мышления, воображения, эстетического восприятия, что способствует обогащению изобразительной, художественно-речевой, игровой, конструктивной деятельностей. И наоборот, неразвитость эстетического восприятия, низкая сенсорная культура не позволяют детям творчески решать изобразительные задачи. Дошкольникам приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Так как в дошкольном возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности, ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности, научается анализировать, производить простейшие умственные операции, гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода от одного действия к другому. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. От выяснения наиболее простых, прозрачных, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Один из важнейших видов таких зависимостей - отношения причины и следствия. Наблюдение тех или иных явлений, собственный опыт действий с предметами позволяют дошкольникам уточнять представления о причинах явлений, приходить путем рассуждений к более правильному их пониманию. Поэтому использование нетрадиционных методов художественно-творческой деятельности обеспечивает развитие мышления детей старшего дошкольного возраста. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их. В процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. В это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов, поэтому у старших дошкольников в полной мере развивается наглядно-образное мышление, что является основой для теоретического мышления, для формирования самостоятельной учебной деятельности. Для того, чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определённого уровня развития, это позволит ему анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции.

Для активации развития мышления у дошкольников, используют нетрадиционные методы которые способствуют развитию мелкой моторики, сенсомоторики, координации движения, самостоятельности, коммуникативности, креативному воспитанию, а так же развитию речи. Они помогают подготовить руку к письму. К подготовительной группе дети уже умеют пользоваться методами нетрадиционного рисования, владеют техническими навыками в свободной деятельности. Нетрадиционное рисование позволяет создать обстановку эмоционального благополучия, в игровой деятельности наполнить его интересным содержанием потому, что это ведущая деятельность дошкольников. Благодаря всему этому оно привлекает внимание детей, которые познают радость первых своих «открытий», испытывают удовольствие от своих рисунков. Яркие положительные эмоции становятся основой формирования острой потребности в творчестве.

Сравнительный анализ показывает, что уровень художественно-творческой деятельности детей экспериментальной группы выше, чем уровень детей контрольной группы.

При проведении констатирующего эксперимента нами выявлено, что результаты уровня творческого, визуального линейного и структурного мышления у детей экспериментальной и контрольной групп находятся почти на одинаком уровне. После формирующего эксперимента, в ходе математического анализа результатов исследования, отметим значимую разницу в уровне измеряемых признаков в экспериментальной группе до и после проведения цикла занятий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Первые попытки создания женских учебных заведений в России
Мысль о создании в России первого женского учебно-воспитательного заведения, «питомцы которого, вступая в общество, вносили бы в него зачатки гражданских и семейных добродетелей», принадлежала Петру I. Основав орден св. Екатерины, он хотел устроить под его покровительством одноименное женское учили ...

Контроль как раздел методической работы в ДОУ
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сло ...

Теоретический анализ проблемы творческих способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию "способности". Немов Р.С. рассматривая проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря, что способности – это то, ч ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru