Чтобы сформировать стимулы к учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности — словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, а также методы самостоятельной учебной работы под руководством учителя. Интерес к деятельности возникает и углубляется в преодолении трудностей в решении непростых задач. Этим и обусловлено применение не менее эффективного метода - метода проблемного обучения. Деятельность становится интересной, когда она успешно осуществляется ребенком. В этом моменте особое значение приобретает создание учителем «ситуации успеха», которая вселяет уверенность в ребенка, желание прийти на урок снова.
Использование методов и приемов стимулирования учебно-познавательной деятельности предоставляет возможность влиять на интерес детей к разным видам уроков.
Таким образом, нами была изучена и проанализирована общая и специальная психолого-педагогическая литература, проведены занятия по теме работы по следующим методикам «Тест на определение самооценки «Лесенка»; методика диагностики эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева); методика «Незаконченные предложения».
Гипотеза, на наш взгляд, доказана: если содержание обучения опирается на процесс стимулирования учебно-познавательной деятельности младших школьников, то оно способствует появлению глубокого познавательного интереса к изучаемому материалу учебно-познавательной деятельности, т.к. это один из факторов успешного обучения учащихся.
Метод «Фигурки»
Метод позволяет определить эмоциональное состояние учащихся.
Подготовка и проведение. Из цветной бумаги педагог вырезает различные фигурки (зверей, птиц, насекомых, домов, машин и т.д.). перед началом занятия педагог раскладывает их на столе и просит каждого учащегося выбрать себе фигурку, соответствующую его эмоциональному состоянию.
Дальше работа строится следующим образом:
педагог просит всех учащихся поднять выбранные фигурки и по цвету определяет эмоциональное состояние учащихся;
педагог просит показать фигурки; если количество учащихся в классе невелико, то предлагает всем учащимся объяснить свой выбор. Если учащихся много, то педагог предоставляет слово некоторым учащимся или предлагает им в парах или группах объяснить свой выбор.
Вариант. Вместо вырезанных фигурок из цветной бумаги можно использовать специальный набор открыток с разными изображениями.
Материальное обеспечение: вырезанные из цветной бумаги фигурки или открытки.
На что следует обратить внимание:
желательно, чтобы фигурки были одинаковые по форме и цвету или одинаковые по форме, но разные по цвету;
позаботьтесь о том, чтобы в конце занятия учащиеся вернули вам фигурки.
Тест «Лесенка» (тест «Десять ступенек»)
Этот тест можно использовать с трех лет.
Нужно нарисовать на листе бумаги лесенку из 10 ступенек, показать ребенку и объяснить, что на самой первой, нижней ступеньке стоят самые нехорошие детишки (злые, жадные и т.д.), на второй – детишки получше, на третьей ступеньке – еще лучше и так далее. На десятой, самой верхней ступеньке, стоят дети, которые самые-самые ., которые ВСЕГДА ВСЕ делают лучше всех. Очень важно, чтобы ребенок правильно все понял, поэтому желательно после объяснения попросить его рассказать, что он понял. После этого спросить, на какую ступеньку он поставит себя или куколку (поскольку ребенок идентифицирует себя с куклой).
Познавательно о обучении:
Приемы составления занимательных заданий
Рассматривать занимательность обучения только с учетом связи с учебным материалом и без учета воздействия их на мыслительную деятельность ученика нецелесообразно. Поэтому в основу разбиения материалов занимательного характера необходимо положить два существенных свойства понятия «учебная заниматель ...
Педагогические приемы активизации самостоятельной деятельности учащихся на
занятиях по Дальтон-технологии
Нестандартные формы занятий, предусмотренные в самой Дальтон-технологии: занятие-погружение, занятие-консультация, занятия-лекции, интегрированные занятия, проектные занятия, групповые и индивидуальные занятия. Применение игровых форм занятий: ролевые, организационно-деятельностные, имитационные. П ...
Причины общего недоразвития речи
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндог ...