- кинестетический (динамический) праксис – 34% ошибок свидетельствуют о наличии кинетической кистевой и пальцевой апраксии и, следовательно, о неполноценности функционирования премоторной (прецентральной) области левого полушария;
- конструктивный праксис – 39% свидетельствуют о наличии конструктивной
апраксии и, соответственно неполноценности функционирования теменной доли левого полушария;
- зрительный гнозис (обобщенный зрительный образ предмета) – 14% ошибок свидетельствуют о наличии предметной зрительной агнозии, и, следовательно, о недостаточности функционирования затылочных долей обоих полушарий мозга;
- оптико-пространственный гнозис – 30% ошибок свидетельствуют о наличии оптико-пространственной агнозии по доминантному типу и, соответственно о неполноценности функционирования теменно-затылочной области левого полушария;
Проследим за этими оценками по одной из полученных диаграмм (рис.6):
Рис.6 Фонологическая система языка (совмещенные результаты импрессивной и экспрессивной речи детей-билингвов)
Как видно из диаграммы (рис.6), больше всего нарушен кинестетический буквенный праксис, буквенный гнозис, спонтанное письмо и понимание монологической речи. Меньше – неречевой и речевой слух, отнесенность слова к классу предмета, переносные значения слов, символичический и оральный праксис.
Проследим за результатами языковых параметров в диаграммах всех систем языка.
Рассмотрим фонологическую систему языка - импрессивную и экспрессивную речь (анализ таблиц 1.1 и 1.2 по методике нейропсихологического обследования Т.Г.Визель) - таблица 3.
Таблица 3. Обследование импрессивной речи – понимания (таблица для анализа 1.1)
Обследуемые функции |
Э.З |
К.Н. |
И.Б |
А.Ж |
Д. Б. |
Е.Г. |
Ю. М. |
К. Б. |
С.Р |
В. Ч. |
Ср.ар. |
Неречевой слух |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
17% |
0% |
17% |
17% |
5% |
Речевой слуховой гнозис |
0% |
11% |
11% |
11% |
0% |
0% |
22% |
0% |
22% |
22% |
10% |
Слухо-речевая память |
25% |
25% |
25% |
33% |
17% |
33% |
33% |
17% |
33% |
67% |
31% |
Фонематический слух |
33% |
33% |
33% |
33% |
0% |
33% |
67% |
0% |
67% |
100% |
40% |
Отнесенность слова к конкретному предмету |
0% |
0% |
0% |
17% |
0% |
0% |
33% |
0% |
17% |
33% |
10% |
Отнесенность слова к классу предмета |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
33% |
0% |
33% |
67% |
13% |
Буквенный гнозис |
0% |
0% |
0% |
33% |
0% |
0% |
33% |
0% |
33% |
67% |
17% |
Симультанный буквенный гнозис |
33% |
33% |
33% |
33% |
33% |
33% |
67% |
33% |
67% |
100% |
47% |
Звуко-буквенный анализ состава слова |
0% |
0% |
17% |
17% |
0% |
17% |
33% |
17% |
33% |
100% |
23% |
Письмо под диктовку |
17% |
17% |
33% |
33% |
0% |
17% |
67% |
17% |
50% |
100% |
35% |
Спонтанное письмо |
67% |
67% |
100% |
83% |
67% |
67% |
100% |
67% |
100% |
100% |
82% |
Чтение |
22% |
11% |
22% |
22% |
11% |
22% |
44% |
22% |
33% |
67% |
28% |
Переносные значения слов |
50% |
25% |
50% |
50% |
33% |
50% |
58% |
42% |
58% |
83% |
50% |
Понимание вопросов ситуативного диалога |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
17% |
17% |
33% |
33% |
10% |
Понимание вопросов неситуативного диалога |
33% |
33% |
33% |
33% |
17% |
33% |
50% |
33% |
67% |
67% |
40% |
Понимание монологической речи |
33% |
33% |
33% |
50% |
17% |
50% |
67% |
50% |
83% |
100% |
52% |
Познавательно о обучении:
Модель концентрированного обучения
Цель концентрированного обучения заключается в ликвидации многопредметности учебного дня, калейдоскопичности ощущений и впечатлений при формировании знаний, раздробленности познания и создания такого процесса обучения, когда вместо шести предметов на шести уроках в течение учебного дня (и четырнадц ...
Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового
обучения при изучении машинной вышивки
Уроки технологии девочки при изучении машинной вышивки должны проводиться в кабинетах обслуживающего труда, где они приобретают навыки швейного дела. Кабинет должен быть оборудован швейными машинами и всеми необходимыми для урока вышивания – как в настоящей профессиональной мастерской. Наиболее удо ...
Особенности письменной речи
В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями. ...