Рис.13 Обследование синтаксического кода языка
Рис.14 Синтаксический код языка
Как показано на диаграмме (рис.14), у обследованных детей
пострадало глубинное и поверхностное синтаксическое структурирование, невербальное и вербальное программирование затронуто гораздо меньше.
Проанализировав полученные данные, ещё раз подтверждается, что все системы языка у обследованных детей-билингвов с дисграфией в той или иной мере неполноценны.
Подтвердим это приведёнными примерами из нейропсихологической диагностики и обследования письма младших школьников детей-билингвов. Степень выраженности выявляемых расстройств оценивается по традиционной 4-балльной шкале норма (0), легкая степень нарушений (1), средняя (2), грубая (3). Результаты оценки степени выраженности того или иного вида деятельности заносятся в таблицу обследования, и таким образом выводится профиль картины нарушений у обследуемого на момент обследования (таблицы 1.1 и 1.2,2, 3, 4 - по методике нейропсихологического обследования Т.Г.Визель, в которой в рамки каждого кода языка включены невербальные предпосылки формирования.
Таблица 1.1. Обследование импрессивной речи – понимания (фонологическая система языка)
Обследуемые функции |
Пробы |
Оценка | ||
1 |
2 |
3 | ||
Неречевой слух |
Узнавание невербальных шумов | |||
Восприятие неречевых ритмов | ||||
Речевой слуховой гнозис |
Повторение звуков речи | |||
Повторение слогов | ||||
Повторение бессмысленных слов | ||||
Слухо-речевая память |
Повторение ряда из 3 звуков речи | |||
Повторение ряда из 4-5 звуков речи |
1 | |||
Повторение ряда из 4-5 слов |
1 | |||
Повторение бессмысленных слов |
1 | |||
Фонематический слух |
Повторение слов с оппозиционными фонемами |
1 | ||
Отнесенность слова к конкретному предмету |
Показ реальных предметов по названиям | |||
Показ частей тела по названиям | ||||
Отнесенность слова к классу предмета |
Показ на картинках редко и частоупотребляемых предметов(по названиям) | |||
Буквенный гнозис |
Показ букв разных шрифтов и стилизаций | |||
Симультанный буквенный гнозис |
Чтение слов и фраз |
1 | ||
Звуко-буквенный анализ состава слова |
Определение количества букв | |||
Вычленение заданной буквы | ||||
Письмо поддиктовку |
Букв и слогов | |||
Слов и фраз |
1 | |||
Спонтанное письмо |
Изложений |
2 | ||
Сочинений |
2 | |||
Чтение |
Глобальное (идеограммных слов) | |||
Букв | ||||
Слов и фраз |
2 | |||
Переносные значения слова |
Объяснение антонимов |
1 | ||
Объяснение синонимов |
1 | |||
Объяснение метафор |
2 | |||
Объяснение абстрактных слов |
2 | |||
Понимание вопросов ситутивного диалога |
Ответы на ситуативные вопросы | |||
Выполнение ситуативных инструкций | ||||
Понимание вопросов неситутивного диалога |
Ответы на неситуативные вопросы |
1 | ||
Выполнение неситуативных инструкций |
1 | |||
Понимание монологической речи |
Ответы на вопросы по прослушанному тексту |
1 | ||
Пересказ прослушанного текста |
1 |
Познавательно о обучении:
Правовые средства обеспечения воспитания и развития детей
Защита ребенка, забота о его жизни, развитии, воспитании и образовании сегодня стала общечеловеческой, планетарной. Об этом свидетельствуют принятые за последние годы ряд международных документов по правам ребенка: « Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об о ...
Возникновение и развитие основ работы с детьми, оставшимися без попечения
родителей
Возникновение и развитие основ работы с детьми, оставшимися без попечения родителей нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Мельников В.П. и Холостова Е.И. «История социальной работы», Тарле Я.М. «Государи Российские», Максимов Е. «Историко-статистический очерк благотворительности ...
Особенности обучения письму и чтению детей в условиях билингвального образования
Письмо и чтение представляют собой сложнейшие интегративные навыки, формирование которых проходит ряд общих стадий, связанных с включением в деятельность практически всех сенсорных систем и всех структур мозга. На начальных этапах обучения (аналитическом и синтетическом) происходит формирование той ...