Рис.13 Обследование синтаксического кода языка
Рис.14 Синтаксический код языка
Как показано на диаграмме (рис.14), у обследованных детей
пострадало глубинное и поверхностное синтаксическое структурирование, невербальное и вербальное программирование затронуто гораздо меньше.
Проанализировав полученные данные, ещё раз подтверждается, что все системы языка у обследованных детей-билингвов с дисграфией в той или иной мере неполноценны.
Подтвердим это приведёнными примерами из нейропсихологической диагностики и обследования письма младших школьников детей-билингвов. Степень выраженности выявляемых расстройств оценивается по традиционной 4-балльной шкале норма (0), легкая степень нарушений (1), средняя (2), грубая (3). Результаты оценки степени выраженности того или иного вида деятельности заносятся в таблицу обследования, и таким образом выводится профиль картины нарушений у обследуемого на момент обследования (таблицы 1.1 и 1.2,2, 3, 4 - по методике нейропсихологического обследования Т.Г.Визель, в которой в рамки каждого кода языка включены невербальные предпосылки формирования.
Таблица 1.1. Обследование импрессивной речи – понимания (фонологическая система языка)
Обследуемые функции |
Пробы |
Оценка | ||
1 |
2 |
3 | ||
Неречевой слух |
Узнавание невербальных шумов | |||
Восприятие неречевых ритмов | ||||
Речевой слуховой гнозис |
Повторение звуков речи | |||
Повторение слогов | ||||
Повторение бессмысленных слов | ||||
Слухо-речевая память |
Повторение ряда из 3 звуков речи | |||
Повторение ряда из 4-5 звуков речи |
1 | |||
Повторение ряда из 4-5 слов |
1 | |||
Повторение бессмысленных слов |
1 | |||
Фонематический слух |
Повторение слов с оппозиционными фонемами |
1 | ||
Отнесенность слова к конкретному предмету |
Показ реальных предметов по названиям | |||
Показ частей тела по названиям | ||||
Отнесенность слова к классу предмета |
Показ на картинках редко и частоупотребляемых предметов(по названиям) | |||
Буквенный гнозис |
Показ букв разных шрифтов и стилизаций | |||
Симультанный буквенный гнозис |
Чтение слов и фраз |
1 | ||
Звуко-буквенный анализ состава слова |
Определение количества букв | |||
Вычленение заданной буквы | ||||
Письмо поддиктовку |
Букв и слогов | |||
Слов и фраз |
1 | |||
Спонтанное письмо |
Изложений |
2 | ||
Сочинений |
2 | |||
Чтение |
Глобальное (идеограммных слов) | |||
Букв | ||||
Слов и фраз |
2 | |||
Переносные значения слова |
Объяснение антонимов |
1 | ||
Объяснение синонимов |
1 | |||
Объяснение метафор |
2 | |||
Объяснение абстрактных слов |
2 | |||
Понимание вопросов ситутивного диалога |
Ответы на ситуативные вопросы | |||
Выполнение ситуативных инструкций | ||||
Понимание вопросов неситутивного диалога |
Ответы на неситуативные вопросы |
1 | ||
Выполнение неситуативных инструкций |
1 | |||
Понимание монологической речи |
Ответы на вопросы по прослушанному тексту |
1 | ||
Пересказ прослушанного текста |
1 |
Познавательно о обучении:
Контроль знаний и умений учащихся по физике
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся: – диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся; – учет результативности отдельног ...
Создание качественных образовательных электронных изданий и ресурсов
С каждым днем все большее количество педагогов сталкивается не только с использованием образовательных электронных изданий, но и с их разработкой. Это вовсе не означает, что в обязанности или повседневную работу учителя должна войти систематическая разработка средств информатизации промышленного ка ...
Формирование экологической культуры детей средствами наблюдения за
объектами живой природы
Формирование экологической культуры представляет собой совокупность экологических идей, народных и нравственно-экологических понятий, интеллектуальных и практических умений и навыков, опыта творческой природоохранительной деятельности. Самоанализ занятия по экологическому воспитанию «Что цветет на ...