Основная цель службы – содействие участникам образовательного процесса в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся.
За годы работы перепробованы разные формы и методы работы, какие-то из них не прижились, какие-то прошли испытания временем.
Содержание деятельности отражено в ежегодных планах работы, в которых раскрыты основные направления профессиональной деятельности.
Так, основными направлениями являются:
1. Прикладная психодиагностика, которая представлена в виде:
а) планового обследования по схемам диагностических минимумов:
- диагностика готовности к обучению;
- диагностика интеллектуального развития;
- диагностика динамики интеллектуального развития детей с ЗПР;
- диагностика одаренности;
- диагностика комфортности;
- диагностика профессиональной направленности.
Каждое из направлений включает в себя широчайший диапазон методов.
б) запроса со стороны Родителя, Учителя, Ученика.
2. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками предполагает организованные занятия с разными группами детей по специально составленным программам (например, для ЗПР).
Развивающая работа в школе – это тренинги личностного роста. В режиме тренинга несколько лет работал подростковый клуб "Общение". Авторская программа "Лидер", апробирована в профильном лагере и имеет своей целью обучение коммуникативным и организаторским навыкам школьного актива.
Считаем тренинговую работу наиболее эффективной для старшеклассников. Кроме этого, в школе осуществляется тренинговая работа по заявкам классных руководителей в целях профилактики наркозависимости, сплачивания коллектива и профориентации выпускников школы.
В школе разработана модель воспитательной системы, представляющая собою систему взаимопроникающих сред. Так развивающая и адаптивная среды наполнены, в том числе, и диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей и тренинговой работой психолога.
3.Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов.
Консультирование считаем одной из наиболее значимых направлений своей деятельности. В настоящее время большое внимание уделяется предпрофильной подготовке. Свою задачу видим в изучении интересов школьников и помощи им в выборе профиля с учетом своих способностей. В рамках предпрофильной подготовки разработан и апробирован элективный курс "Психологические аспекты успеха" для учащихся 9–х классов.
Просвещение участников образовательного процесса осуществляется через МО, семинары, выступления на родительских собраниях. Часто работа проводится по заявке Администрации сельского совета для определенных групп населения, например для многодетных матерей, для приемных семей и т.д.
4. Социально–диспетчерская деятельность предполагает направление на основании решения психолого-медико-педагогического консилиума субъекта и по результатам диагностики или консультирования к узкому специалисту:
Познавательно о обучении:
Значение педагогических инноваций в системе профессионального образования
Термины «инновация», «инновационный процесс» и т. п. в педагогической литературе еще сравнительно недавно практически не встречались. Однако в последние годы ситуация существенно изменилась, эти термины уже широко используются и в педагогике, что несомненно является следствием объективных процессов ...
Экспериментальная работа по определению эффективности развития творческого
воображения средствами музыки
Цель данной работы определить влияние развивающих игр и упражнений на развитие творческого воображения младших школьников, разработать методику и экспериментально доказать возможность развития творческого воображения путем обогащения эмоционального опыта детей музыкальными средствами. Гипотеза: мож ...
Диагностика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. В связной речи реализуется основная, коммуникативная функции языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определя ...