б) совместные праздники: «Мы мужчины», «Мамин день»;
в) круглый стол: «Обсуждаем проблему образования»;
г) выпуски стенгазет, рукописного журнала.
Подводя первоначальные итоги работы, отмечу, что наиболее эффективными оказались тесты, опросники, беседы с детьми и родителями, диспут, а также оформление альбома «Кто я», т.е. такие формы работы, где родители и дети активные участники и где ребенок выступает как полноправная, полноценная личность.
Это в корне меняет отношение родителей к своему ребенку. Взаимоотношения между ними постепенно переходят от авторитарного стиля к демократическому, т.е. к личностно-ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка, к чему педагоги и стремятся подвести всех своих родителей.
Я сделала для себя и такой вывод: нужно как можно шире привлекать родителей-специалистов в определенной области на такие мероприятия, ибо воспитатель не всегда может дать исчерпывающую, квалифицированную консультацию. Такая форма работы, во-первых, повышает авторитет родителя и среди других родителей, и в глазах самого ребенка, а также работников дошкольного учреждения.
Большая роль в работе с родителями, особенно на первом этапе, отводилась психологу. Поскольку не все родители честно и откровенно ответили на вопросы анкет, а наблюдения за детьми позволяли сделать иные выводы о семье (в детском саду № 10 г.Красноуфимска выявлено 13% детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы), перед нами встала задача, во-первых, выявить эти семьи, во-вторых, (самое проблемное и сложное) убедить родителей в необходимости общения с психологом. Сами они считали, что являются вполне благополучной семьей и в помощи специалиста не нуждаются. Поэтому наряду с фронтальными формами работы, мы проводим по плану психолога и воспитателя индивидуальные, групповые консультации, беседы и тренинги с родителями.
В нашем городе в детском саду N 10 накапливается положительный опыт по защите прав и достоинств ребенка.
Работа с детьми началась со знакомства с Конвенцией. Педагоги выделили для себя ряд проблем:
какие именно статьи, какие права могут и должны быть реализованы в дошкольном учреждении;
как понятнее и доступнее донести до детей содержание этих статей, смысл каждого права;
через какие формы работы с детьми (уже знакомые и нетрадиционные) целесообразнее проводить данную деятельность;
какую модель реализации статей Конвенции выбрать на практике.
Прежде, чем приступить к конкретной деятельности с детьми, была проведена предварительная работа с педагогами:
самостоятельно изучили материалы Конвенции;
из общего количества статей определили тот круг, который, с нашей точки зрения, был бы понятен и доступен детям;
условно объединили их в несколько блоков: право на охрану и укрепление здоровья; право на образование; право ребенка участвовать в играх, развлечениях; право на сохранение своей индивидуальности;
провели анализ всех разделов программы «Из детства — в отрочество» с целью выделения уже заложенного в нее правового аспекта;
изучили методико-педагогическую литературу и существующие порциальные программы с социально-нравственной направленностью;
подобрали имеющуюся по данной проблеме литературу для педагогов и детей.
Только после этого приступили к составлению перспективных планов работы с детьми 4-7 лет.
В процессе коллективного обсуждения была выбрана модель реализации статей Конвенции: интеграция правового материала через различные виды деятельности с детьми (традиции, занятия, игры, праздники, развлечения, театр, художественно — продуктивный труд).
Познавательно о обучении:
Педагогическая и андрагогическая модели обучения
Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего. При этом, конечно же, необходимо учитывать и другие компоненты процесса обучения: содержание, источники, средства, формы и методы. Но основное – это име ...
Какие учебные материалы мы создаем
Итак, вы познакомились с тремя метаморфозами, которые соответствуют трем подходам к созданию электронных учебных материалов. Каждая метафора и каждый подход в наилучшей степени приспособлены для решения своих специфических педагогических задач. Сопоставляя эти подходы (см. рис.), легко заметить, чт ...
Чтение как процесс усвоения
Читатель не поглощает материал пассивно, как контейнер или губка. Это звучит банально, но вплоть до последнего времени авторитарные методы обучения, построенные на принципе кувшина и бутылки, господствовали в школе и за ее пределами, а традиция умирает медленно. Уважающий себя, независимый человек ...