Роль современного географического образования в развитии познавательной активности учащихся

Новая педагогика » Развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий на уроках географии » Роль современного географического образования в развитии познавательной активности учащихся

Страница 16

Таким образом, по результатам диагностики на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что в ходе апробирования разработанной методики организации уроков по географии повышается уровень развития познавательной активности мотивация и увеличивается роль познавательных стимулов.

Исходя из наблюдений за практической деятельностью учащихся, анализа продуктов деятельности, можно утверждать, что у большинства учащихся сформирована устойчивая положительная мотивация, продолжается развитие познавательного интереса.

Таким образом, на контрольном этапе эксперимента было определено, что у учащихся сформированы стимулы, повышающие уровень познавательной активности, а на контрольном этапе зафиксировано использование испытуемыми мотивов другой направленности. При этом процесс изменения мотивов и склонностей школьников сопровождается положительной мотивационной установкой, значение которой усиливается при специальной организации уроков по географии.

Рисунок 3 Уровень познавательной активности

Основываясь на результатах диагностики контрольного этапа эксперимента и сравнения их с данными констатирующего этапа, был сделан вывод: апробированные методики развития познавательной активности учащихся средствами игровых технологий при определенной организации уроков по географии достаточно эффективны и повышают у школьников мотивацию к обучению, уровень познавательных мотивов.

На основе изучения психолого-педагогической литературы был составлен план опытно-экспериментальной работы, определены ее цели и задачи. На контрольном этапе была осуществлена психолого-педагогическая диагностика уровня развития познавательной активности учеников 10 класса, был обобщен и систематизирован собранный материал. Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке и реализации уроков географии, способствующих развитию познавательной активности старшеклассников средствами игровых технологий. На контрольном этапе исследования была осуществлена повторная психолого-педагогическая диагностика, подведены итоги. В результате опытно-экспериментальной работы был сделан следующий вывод: апробированные методики развития познавательной активности учащихся повышают у них интерес и мотивацию к обучению (в том числе и к изучению курса географии).

Проблема развития познавательной активности, рассматриваемая в различных аспектах философами, психологами, педагогами не утратила всей актуальности и сегодня. Современному специалисту любой отрасли необходимо иметь не только хорошо сформированные познавательные процессы (память, внимание, мышление), но и умение использовать приобретенные в школе знания в разнообразных жизненных ситуациях. Исследование по данной проблеме необходимость разрешения существующего противоречия между потребностью общества в развитии у выпускника средней общеобразовательной школы духовно-практического уровня развития познавательной активности и недостаточным использованием школой всех возможностей для совершенствования данного процесса.

Анализ теоретических разработок по проблеме развития познавательной активности определил основу для методического и теоретического исследования и обеспечил преемственность в ее разработке.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17

Познавательно о обучении:

Реформирование женского образования при Александре II
Первый реальный шаг к серьезному реформированию женского образования был предпринят весной 1856 года. 5 марта этого года министр народного просвещения А.С. Норов подал Александру II доклад, в котором писал: «В системе народного образования по сие время преимущественное внимание правительства обраще ...

Чтение как процесс усвоения
Читатель не поглощает материал пассивно, как контейнер или губка. Это звучит банально, но вплоть до последнего времени авторитарные методы обучения, построенные на принципе кувшина и бутылки, господствовали в школе и за ее пределами, а традиция умирает медленно. Уважающий себя, независимый человек ...

Роль современного географического образования в развитии познавательной активности учащихся
На протяжении весьма длительного времени (с 1934 г. до конца 1980-х гг.) содержание школьной географии, в сущности, отражало содержание географии как академической науки. В качестве «основ наук» выступали системы знаний. Например, при изучении физической географии выделялись геолого-геоморфологичес ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru