В целом же уровень общего интеллекта студентов обеих групп может быть оценен как «норма» (согласно тесту Амтхауэра за норму принято считать показатели от 90 до 110) (таблица 4).
Что касается усредненной структуры интеллекта по группам (рис. 3), то хочется отметить некоторые особенности как в 1-ой, так и во 2-ой группах:
структуру интеллекта можно оценить как однородную (все показатели в пределах нормы или чуть ниже);
вербальный интеллект имеет теоретическую направленность (показатели субтестов 2 и 4 выше показателей субтестов 1 и 3), при этом студенты-журналисты справлялись с ними чуть лучше менеджеров;
мышление умеренно ригидное - умеренно подвижное (показатели субтестов 4 и 5 равновесны субтестам 3 и 6);
отмечаются высокие показатели (выше нормы) субтеста 9 (запоминание слов), что говорит о хорошей кратковременной памяти студентов и отличной концентрации внимания.
Рис.3. Усредненные профили структуры интеллекта по тесту Амтхауэра у 1-ой и 2-ой группы.
Корреляционный анализ
Данные корреляционного анализа между показателями шкал методик «Тест структуры интеллекта Амтхауэра», «Уровень субъективного контроля», «Личностный дифференциал» и анкетными данными в 1-ой группе показали наличие значимых взаимозависимостей между следующими показателями шкал. Вопрос анкеты «Довольны ли Вы выбором свой профессии?» и «общая интернальность» (r=0,44;p<0,05); вопрос анкеты «В данное время вы работаете или стажируетесь по профессии?» и «фактор оценки» (r=0,5;p<0,01); вопрос анкеты «Как Вы считаете, от кого или от чего зависит насколько Вы состоитесь как профессионал?» и «общий интеллект» (r=0,38;p<0,05) (таблица 6).
Таблица 6
Коэффициенты корреляции (по Спирмену) между показателями шкал методик «Тест структуры интеллекта Амтхауэра», «Уровень субъективного контроля», «Личностный дифференциал» и анкетными данными в 1-ой группе
Вопросы анкеты |
Шкалы методик | ||
Общая интернальность |
Фактор оценки |
Общий интеллект | |
Довольны ли Вы выбором свой профессии? |
0,44* |
-0,31 |
-0,12 |
В данное время вы работаете или стажируетесь по профессии? |
0,2 |
0,5** |
0,14 |
Как Вы считаете, от кого или от чего зависит насколько Вы состоитесь как профессионал? |
0,11 |
0,17 |
0,38* |
Примечание: *- р<0,05; **- р<0,01; ***- р<0,001 |
По результатам, можно видеть, что мотивы выбора профессии зависят от общей интернальности студента. Чем более человек осознает себя ответственным за свои поступки и решения, тем более осознанно он выбирает направление профессиональной деятельности, не идя на поводу у родителей и друзей, учитывая свои склонности, желания и интересы. Также, чем более высоко студент оценивает свою личность и себя как начинающего профессионала, тем раньше он начинает пробовать себя в своей профессии, подыскивая для себя стажировки и подработки по профессии.
Познавательно о обучении:
Понятие имитационной игры, ее структура, функции, задачи и их классификация
Понятие симуляционная (имитационная) игра нашло свое распространение как общее понятие для многочисленных стратегий обучения, включающих в себя игровые элементы. Сюда входят такие понятия как ролевые игры, конфликтные игры, игры для принятия решений, деловые игры, компьютерная имитация на базе дело ...
Опасность СМИ для школьников
Совместный просмотр видеофильмов ужасов и насилия является в настоящее время одним из наиболее типичных способов времяпрепровождения подростков. Что скрывается за притягательностью кровожадности и зверского насилия для детей, и какие мотивы объединяют их в группу, сидящую у телеэкрана? Мы подойд ...
Реализация структурных элементов урока информатики
с учетом методов психологического воздействия
Прежде, чем говорить о реализации методов психологического воздействия, определим понятия «урок» и «структура урока». Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог, в течение точно установленного времени руководит, познавательной коллективной и иной деятельностью ...