На основании этого можно сделать вывод о том, что
недостаточность невербальных предпосылок определяет трудности овладения кодом языка.
Перейдем непосредственно
к обследованию письма.
Третий этап
обследования заключался в анализе ошибок, допускаемых в письменных работах детей основной группы, подробно рассмотрены трудности, связанные с интерферирующим влиянием неродного языка.
Проблемы, связанные с уровнем владения учеником неродным языком, можно разделить на две группы:
- проблемы, связанные с восприятием речевого сообщения;
- проблемы, связанные с порождением речевого сообщения;
Этот процесс сложен для ребёнка и в условиях контекста родного языка, потому что слушатель попадает в зависимость от говорящего: от его манеры говорить, темпа речи, её продолжительности, от того, насколько говорящий заинтересован в том, чтобы слушатель понял его. Ещё сложнее ученику, задача которого – смысловое восприятие неродной речи при недостаточном уровне владения языком. По сути, такой ученик, например, на уроке математики может оказаться в ситуации, когда всё сказанное учителем будет за пределами его понимания.
Нередко учитель сталкивается с ситуацией, когда ученик воспринимает сообщение, но не понимает его (полностью или частично), в результате чувствует себя не комфортно, не усваивает новое знание.
В целях удобства систематизации ошибок учащихся, их детального исследования, а также в целях лучшей организации коррекционного воздействия мы применили принцип поуровневого анализа (дифференциальная диагностика расстройств письма и чтения и методы обследования детей - компиляция Р.И.Лалаевой, Л.В.Венедиктовой)
Это позволило выделить, прежде всего, ошибки, которые представляли собой отклонение от норм употребления языковых единиц и их форм, принятых в латышском и русском языках, что позволило четко проследить влияние межъязыковой интерференции, которая сказывается на качестве освоения детьми родного языка, а результаты исследования ярко высвечивают имеющиеся у детей проблемы (таблица 8).
Таблица 8. Виды дислексий и дисграфий у детей, описанных в наблюдениях
И. Ф. |
Дисграфия |
Дислексия |
А. Ж. |
Фонематическая: на почве нарушения звукового анализа и синтеза, элементы оптической дисграфии. |
Фонематическая, семантическая (механическое чтение). |
Д. Б. |
Фонематическая,элементы оптической дисграфии. |
Фонематическая. Оптических ошибок не выявляется |
Е. Г. |
Фонематическая:элементы дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. |
Фонематическая |
Ю. М. |
Фонематическая: на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, элементы оптической дисграфии. |
Фонематическая |
К. Б. |
Фонематическая:на почве нарушения звукового анализа и синтеза, элементы аграмматической дисграфии. |
Фонематическая |
С. Р. |
Фонематическая на почве нарушения звукового анализа и синтеза элементы оптической дисграфии. |
Фонематическая, элементы семантической на уровне предложений и текста. |
В.Ч. |
Фонематическая: на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, элементы оптической дисграфии. |
Фонематическая,семантическая (механическое чтение). |
Э.З. |
Фонематическая: на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, элементы оптической дисграфии. |
Фонематическая, элементы семантичекой на уровне предложений и текста. |
К.Н. |
Фонематическая:элементы дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. |
Фонематическая |
И.Б. |
Фонематическая: на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, элементы оптической дисграфии. |
Фонематическая |
Познавательно о обучении:
Нарушения грамматического строя речи
Как показали исследования многих авторов (В.Г. Петрова, М.Ф. Гнездилов, М.Ф. Феофанов, А.П. Федченко, Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаева), у умственно отсталых школьников наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих задани ...
Содержание коррекционно-развивающей программы по развитию творческого
воображения
Формирующий эксперимент строился на следующих принципах психо-коррекционной работы: - единства коррекции и развития; - единства диагностики и коррекции; - учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; - комплексного личностно-ориентированного психолого-педагогического воздействия; - деят ...
Особенности развития экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Цель образования и воспитания дошкольников в области окруж ...