Компоненты геометрической грамотности учащегося основной школы - навыки черчения и измерения, вычисление периметра, площади фигур, применение координатно-векторного метода – складываются при выполнении заданий на уроках по теме «Движение». Взяв за основу предложенные учителем Бирюковой С.С.сценарии уроков по темам:
1.Поворот
2.Центральная симметрия
3.Поворотная симметрия фигур
4.Осевая симметрия
5.Фигуры, обладающие осевой симметрией.
6.Параллельный перенос
с использованием программы
«Живая геометрия», мы рассмотрели некоторые задания.
Изучение темы «Движение» включает в себя изучение поворота, центральной и осевой симметрии и параллельного переноса.
Следующие компоненты геометрической грамотности:
- навыки построения фигур,
- измерение величин углов и отрезков,
- выполнение различного рода движений
приобретаются учащимися на уроках с использованием программы «Живая геометрия». Этому способствуют следующие задания.
Задание 1: Выполнить поворот треугольника АВС вокруг т М на угол 400
Проверяем: точки движутся по окружностям,
Задание 2: Выполнить поворот треугольника АВС вокруг т М на угол 400
Задание 3. Начертить окружность с центром в т О и радиусом 2 см. Выполнить поворот на угол -500 вокруг точки А, не принадлежащей окружности.
Задание 4. Выполнить поворот четырехугольника MNPQ на заданный угол вокруг т М.
Задание 5. Повернуть отрезок ВС на угол 1800 вокруг т А, не принадлежащей прямой ВС.
В «Живой геометрии»на готовом чертеже учащиеся выполняют поворот шестиугольника на 600, на 1200 вокруг точки О.
Затем можно предложить практическую работу по определению видов четырехугольников, имеющих осевую симметрию.
Задание 6. На чертеже изображен параллелограмм.
Выяснить, обладает ли он поворотной симметрией.
Определяем порядок, выполняя поворот на 1800.
Делаем из параллелограмма прямоугольник, а затем квадрат, измеряя углы и стороны.
Определяем порядок поворотной симметрии квадрата.
Фигуры, образующие «инь-ян» центрально симметричны, а следовательно равны.
Задание 7. Построение параллельных прямых с использованием возможностей программы «Живая геометрия».
Каждое из заданий способствует формированию одного из компонентов геометрической грамотности. Показаны большие преимущества выполнения таких заданий на основе использования возможностей программных средств.
Экспериментальная работа проводилась в течение _ лет, начиная с 200_ года с использованием различных образовательных средств ИКТ, разработанных по сценарию диссертанта и методических указаний по использованию ИКТ в обучении геометрии учащихся школ г. Семипалатинска, г. Алма-Аты. Педагогическим экспериментом было охвачено более учащихся школ. Здесь мы привели данные только по школе №1 имени Чернышевского г. Семипалатинска: средние показатели других школ дали аналогичные результаты.
Познавательно о обучении:
Вопросы для диагностики качества подготовки и реализации сценария урока
Учителю необходимо уметь обосновать и оценить самому: 1. Учебные цели урока, его этапов, отдельных видов работ учащихся по формированию у них системы знаний. (Дифференцировано). 2. Цели формирования целостных ориентаций (воспитательные — в узком значении слова). З. Задачи интеллектуального развития ...
Работа с орфографическим словарем в начальной школе
Орфографические словари – словари, содержащие алфавитный перечень слов в их нормативном написании. Орфографические словари делятся на четыре типа в соответствии с их направленностью: общие, отраслевые, словари-справочники для работников печати, школьные. Большое внимание на уроках русского языка уд ...
Возможности инструментальных средств Microsoft Office и программы Macromedia Flash для создания ЦОР
Общее название программных средств, предназначенных для создания, редактирования и форматирования простых и текстовых документов, - текстовые процессоры. В настоящее время в России наибольшее распространение имеет текстовый процессор Microsoft Word. Microsoft Word (часто — MS Word, WinWord или прос ...