Задачи гражданского воспитания:
- формировать глубокие и устойчивые представления о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях;
- обучать навыкам демократического управления государством, общественного контроля за всем, что происходит в стране;
- формировать рациональные взаимоотношения подрастающего человека с окружающим миром
- формировать личностную установку на собственную точку зрения, свободу слова, чувство собственного достоинства;
- развивать лидерские качества личности – ответственность за порученное дело, за качество, но и умение подчиняться более компетентному в этом вопросе лидеру;
- формировать психологическую готовность осваивать новые компетенции гражданского общества;
- создавать условия для воспитания правового самосознания и правовой культуры всех участников образовательного процесса;
- содействовать развитию качеств, навыков, модели поведения, мотиваций и установок, позволяющих реализовывать и отстаивать выбранную позитивную систему ценностей.
Гражданское воспитание в рамках воспитательной системы нашей школы опирается на общечеловеческие, вечные нравственные ценности. Таковыми являются следующие фундаментальные понятия:
Земля - общий дом человечества XXI века, Земля людей и живой природы.
Отечество - единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой и доставшаяся ему от предков.
Семья - начальная структурная единица общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.
Труд - основа человеческого бытия, вид деятельности, адекватный сущности человека.
Знания - результат усердного и, прежде всего, творческого труда, мощное средство развития личности.
Культура - духовное и материальное богатство, накопленное развитием человеческих цивилизаций.
Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
Человек - высшая, абсолютная ценность, "мера всех вещей", объект, субъект и результат воспитательной системы школы.
Центральное место в воспитательной системе школы занимает формирование гражданского сознания: ответственного отношения к природе, к себе, как составной части природы и общества, к окружающему нас вещественному миру, к живым существам вокруг нас.
Эти ценности могут быть присвоены школьниками, если будут правильно воплощены следующие идеи:
- идея согласования ценностей поколений,
- идея приобретения навыков осознанного выбора и понимание личной ответственности,
- идея оптимально организованной деятельности школьников. Лучший воспитатель, считаем мы, это правильно организованная деятельность. Ребенок не должен только созерцать и слушать, он должен действовать. Только в действии приобретается опыт жизнедеятельности в гражданском обществе.
II группа ценностей – ценности, отражающие культурно-историческую память.
На современном этапе, когда в России происходит объединение вокруг идеи национального самосознания, исторического наследия страны, особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений, воспитание патриотизма и гражданственности. Здесь актуализируются цели патриотического воспитания, которое, прежде всего, направлено на принятие истории и культуры России, идентификацию личности с этой культурой и формирование гордости за культурные достижения своей страны. Важно сформировать у школьников опыт активного социального действия, восприятие своих гражданских умений, действий, опыта защиты интересов своей группы. В основу работы по самоопределению школьников к этим понятиям мы положили идею сохранения и развития традиций, которые предполагает:
Познавательно о обучении:
Содержание и методика использования дидактических игр и лексических
упражнений в формировании словаря младших дошкольников
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств коммунистического воспитания и формирования личности советских детей: «Игра для ни ...
Основные понятия и принципы сопровождения
История зарождения в системе образования системы комплексной помощи ребёнку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая - всего 10-15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специали ...
Роль и место раздела «Интерьер жилого дома» в обучении технологии
Знания основных видов и свойств тканей, получаемые школьниками при изучении подраздела «Интерьер жилого дома», необходимы при конструкторской разработке моделей и изготовлении швейных изделий. На занятиях по конструированию учащиеся учатся читать и строить чертеж, пользоваться чертежными инструме ...