Задачи гражданского воспитания:
- формировать глубокие и устойчивые представления о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях;
- обучать навыкам демократического управления государством, общественного контроля за всем, что происходит в стране;
- формировать рациональные взаимоотношения подрастающего человека с окружающим миром
- формировать личностную установку на собственную точку зрения, свободу слова, чувство собственного достоинства;
- развивать лидерские качества личности – ответственность за порученное дело, за качество, но и умение подчиняться более компетентному в этом вопросе лидеру;
- формировать психологическую готовность осваивать новые компетенции гражданского общества;
- создавать условия для воспитания правового самосознания и правовой культуры всех участников образовательного процесса;
- содействовать развитию качеств, навыков, модели поведения, мотиваций и установок, позволяющих реализовывать и отстаивать выбранную позитивную систему ценностей.
Гражданское воспитание в рамках воспитательной системы нашей школы опирается на общечеловеческие, вечные нравственные ценности. Таковыми являются следующие фундаментальные понятия:
Земля - общий дом человечества XXI века, Земля людей и живой природы.
Отечество - единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой и доставшаяся ему от предков.
Семья - начальная структурная единица общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.
Труд - основа человеческого бытия, вид деятельности, адекватный сущности человека.
Знания - результат усердного и, прежде всего, творческого труда, мощное средство развития личности.
Культура - духовное и материальное богатство, накопленное развитием человеческих цивилизаций.
Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
Человек - высшая, абсолютная ценность, "мера всех вещей", объект, субъект и результат воспитательной системы школы.
Центральное место в воспитательной системе школы занимает формирование гражданского сознания: ответственного отношения к природе, к себе, как составной части природы и общества, к окружающему нас вещественному миру, к живым существам вокруг нас.
Эти ценности могут быть присвоены школьниками, если будут правильно воплощены следующие идеи:
- идея согласования ценностей поколений,
- идея приобретения навыков осознанного выбора и понимание личной ответственности,
- идея оптимально организованной деятельности школьников. Лучший воспитатель, считаем мы, это правильно организованная деятельность. Ребенок не должен только созерцать и слушать, он должен действовать. Только в действии приобретается опыт жизнедеятельности в гражданском обществе.
II группа ценностей – ценности, отражающие культурно-историческую память.
На современном этапе, когда в России происходит объединение вокруг идеи национального самосознания, исторического наследия страны, особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений, воспитание патриотизма и гражданственности. Здесь актуализируются цели патриотического воспитания, которое, прежде всего, направлено на принятие истории и культуры России, идентификацию личности с этой культурой и формирование гордости за культурные достижения своей страны. Важно сформировать у школьников опыт активного социального действия, восприятие своих гражданских умений, действий, опыта защиты интересов своей группы. В основу работы по самоопределению школьников к этим понятиям мы положили идею сохранения и развития традиций, которые предполагает:
Познавательно о обучении:
Сущность и особенности проектного обучения учащихся
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения. В процессе проектной деятельности учащиеся ...
Аксиологические задачи педагогики
Как самостоятельная область философии аксиология выделяется в период ослабления власти церкви, после Возрождения, когда стало позволительно обращать внимание на расхождение человеческих устремлений и реальной жизни. Действительно, если человек высоко ценит то или иное, почему он не может постоянно ...
Причины развития педагогической инновации
Одна из причин развития инновационного обучения и становления педагогической инноватики – это кризис образования, который признается во всем мире свершившимся фактом. При всех различиях форм его проявления в разных странах общими являются следующие рассогласования: между потребностями развивающейся ...